Они дружат больше полувека. Тот, что в майке «50 лет восхождения на Эверест» — почетный спасатель СССР, д.т.н. Валентин Гракович, и мастер спорта международного класса, «Снежный барс» Борис Коршунов. А познакомились они на пике Коммунизма, самой серьезной вершине СССР. Они оба были в группе спасателей. Оттуда, с запредельной ледяной и каменной высоты надо было снять тело Блюма Голубкова. Кто хоть раз ходил с ледорубом в горы, знает эту страшную и великую историю…
Вчера мы встретились с Валентином Федоровичем. Просто так, по самым житейским делам. Слово за слово. И вдруг он спрашивает, не забыла ли, что у Бориса скоро день рождения. И говорит, что надо бы отметить. И понимаю, что отметить надо. Не только на страничке ФБ. Надо бы, например, в Колонном зале Дома Союзов. Или на всех каналах ТВ.
Но там все занято певунами-плясунами и разводящимися трудящимися. Так что придется в узком кругу. Но пишу в надежде: а вдруг что-то получится? Кто-то прочитает, хлопнет себя по лбу:
— Вот же я дурак! Именно о таких людях надо рассказывать! Это же не жизнь — роман! Да ещё какой! И человек-то настоящий герой! Надо, чтобы все знали.
Знаю Бориса Степановича. На этом фото он после восхождения в 90-й раз (!!!) на Эльбрус. Но, понятно, это не единственная его заслуга. Он сегодня единственный оставшийся в живых из отряда испытателей, по которым готовили первых космонавтов.
Тепловые и холодовые нагрузки, барокамера, закапывание в землю. Честно? Меня просто распирает рассказывать о том, что знаю о нем и что абсолютно все подкреплено документально. Альпинисты вообще люди четкие. И честные. Иначе нельзя.
Как-то, когда ещё работала на радио, решила организовать с ним встречу. Народу было немного. Человек 250-300. Зал сидел заворожённый. Два часа немолодой человек, вроде бы самый с виду обычный, рассказывал то, с чего уже давно снят гриф секретности. И все поражались тому, что может вынести человеческий организм, какие испытания преодолеть.
Очень хотели узнать секрет его молодости и стройности. Ответил просто: жрать надо меньше, а еда должна быть невкусной. И работать. И не есть таблеток (он живёт именно так, и не болеет). И быть оптимистом. Заниматься любимым делом. Он много чего интересного рассказал. Вот лишь один короткий сюжет. Я его для себя обозначила как «Мужик в трусах и с яйцом». Сейчас коротко расскажу, пока еду, как обычно, в электричке.
Космонавтов должны были подготовить к самым экстремальным ситуациям. Скажем, приземлился в горах. Где холодно и голодно. Как быть и сколько сможешь продержаться. Например, при температуре -30, а то и -50? Но у космонавта должен быть НЗ, чтобы хоть какое-то время продержаться. Для испытателя в НЗ положили горсть сухой гречки и сырое яйцо. Понятно, да? Семена растений — источник жизни. Яйцо — белок.
Из одежды — только трусы с кармашком, где продукты. Все! Вперёд! Зима. Ветер. Но ты подписался, что пройдешь маршрут! Бежишь, чтобы не замёрзнуть, бредешь, задыхаешься, холод уже и не холод, а холодрыга. Кругом только камни, снег и лёд. И ты среди всего этого. Один. Гречка уже сжевана. Силы на исходе. Идти надо. Для науки! Для тех, кто когда-то (уже совсем скоро, но даты никто не знает) полетит в манящую черноту. Но пока не до мыслей. Они уплывают, путаются. Ты, кажется, уже одеревенел, согреться бы. Чаю горячего бы… Стоп! У меня же есть яйцо!
Он достает его, окаменелое, из кармана трусов. Пытается разбить. Не получается. Но если хоть немного не подкрепиться, не выдержу! Пытается стукнуть камнем. Жалко: разлетятся кусочки и не соберёшь…
А, — решает, — засуну в рот, растает, придавлю нёбом и съем. Ну, и что, что со скорлупой? Тоже полезно: кальций…
Анекдот про лампочку во рту знаете? Но то анекдот, выдумка. А здесь реальная жизнь. Среди ледяного безмолвия на крутом ледяном подъеме стоит голый мужик с выпученными глазами и открытым ртом, из которого виднеется яйцо… Это нам (и даже ему) сейчас смешно. А тогда каково было? Больше часа мучился.
Ой, сколько всего можно рассказать… Как надо было пробыть в воде при нулевой температуре больше часа (отдельная история). Он этого не рассказывал, но известно, как спас всю группу от смерти во время камнепада.. Столько всего было… О всяких наградах он молчит. Зачем болтать? И вообще, он сам на все это шел. Учёные все фиксировали. Жалко, ребят из испытателей никого не осталось…
31 августа у него день рождения. 86 лет. Он — до последнего времени работал. Сейчас не знаю, хотела уточнить и спросить, но Борис Степаныч принципиально не пользуется телефоном вообще, потому что времени жаль, и жизнь короткая. Так вот. До сих пор в каждом космическом корабле и спутнике есть его труд. Что-то там прикручивает и завинчивает. Им же придуманное.
Вот что рассказал вчера о нем друг Валентин Гракович:
— Полгода назад, их, все подразделение (такое случается сегодня) нечаянно уволили. Все передали в Самару, и молодой менеджер ахнул, увидев документы: 85 — и ещё работает?! А директор в Зеленограде выписал ему вечный пропуск. Там страдают, что не передаёт опыт молодым по работе на космос…
Не считайте, что я что-то присочинила. Такое не придумаешь.
Слушайте, а если организуем с ним встречу, придёте? Напишите в комментариях. А подробно о Коршунове можно прочитать в Википедии. И есть повесть, написанная Юрием Визбором. Прочитайте.
Автор: Татьяна Федяева.
Фотография: Татьяна Федяева.
P.S. Вот ссылка на сайт фонда помощи социально-незащищенным людям «Ремесло добра», которым руководит замечательный советский и российский журналист Федяева Татьяна Степановна. Есть желание помочь? Заходите по ссылке, телефон привязан. Проверял…
* * *
А как повесть Визбора называется?
НравитсяНравится
Попробуйте узнать у автора в социальной сети, ссылку я указал.
НравитсяНравится