ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БЛОГ

КАКИЕ ПОТЕРИ САМЫЕ СТРАШНЫЕ?

«Да,  —  продолжал Коровьев, —  удивительных вещей можно ожидать в парниках  этого  дома,  объединившего  под  своею  кровлей  несколько  тысяч подвижников, решивших отдать беззаветно  свою жизнь  на служение Мельпомене, Полигимнии  и Талии. Ты  представляешь  себе,  какой поднимется  шум,  когда кто-нибудь из них для начала преподнесет читающей публике «Ревизора» или, на самый худой конец, «Евгения Онегина»!      — И очень просто, — опять-таки подтвердил Бегемот. — Да,  —  продолжал Коровьев и озабоченно поднял  палец,  — но!  Но, говорю  я  и повторяю  это  — но! Если на  эти нежные тепличные растения не нападет какой-нибудь микроорганизм, не  подточит  их  в  корне, если они не загниют! А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!» Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».

Учебный процесс

Можно сказать, что уже достаточно давно я занимаюсь написанием статей на различные темы современности. Накопленный объем информации позволяет делать определенные обобщения. Весьма показательным будет один пример, которым хотелось бы поделиться. Перенесемся в 2013 год, когда наша страна переживала болезненный процесс передачи техникумов и колледжей с бюджета федерального на бюджеты субъектов. Процесс этот был откровенно говоря вредительским, потому что именно таким образом хотелось уменьшить затраты государства на среднее профессиональное образование.

Скажу больше, немного отвлекаясь от темы, по моему убеждению, в планы, которые с приходом нового министра образования были заморожены, входила и передача следующим шагом вузов на субъекты. ПТУ, если помните, были уже переданы ранее и сразу начали уменьшаться в количестве, а с принятием нового закона об образовании и исчезли вовсе – перешли под СПО. Косвенно возможную передачу вузов на субъекты подтверждает строительство новых федеральных университетов по всей стране. Могу предположить, что именно их государство планировало оставить на замену имеющимся вузам, которые, после передачи на субъект, должны были быть приведены под потребности субъекта, а значит, уменьшиться в количестве или закрыться вовсе. Здания, понятное дело, на продажу. Интересная схема.

Возвращаясь к теме. На регионы свалилась куча техникумов, с которыми что-то надо было делать. Денег как всегда не хватало. В этот момент мною была написана статья «Потери, которых мы не замечаем». Примечательно, что ни одно официальное СМИ Хабаровского края публиковать ее не решилось.  На помощь пришло интернет-издание «Дебри-ДВ», которое и по сегодняшний день может позволить себе иметь собственное мнение по ряду вопросов. В статье предлагался ряд конкретных шагов по улучшению работы системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Открытой поддержки у педагогического сообщества статья не получила. Данная информация была мною чуть позже использована при обращении от политической партии «Партия Великое Отечество» (к которой до сих пор отношусь с глубоким уважением) в адрес губернатора Хабаровского края. Вот основные моменты:

1.Более активно привлекать Совет директоров ССУЗов Хабаровского края к обсуждению проблем сферы СПО: согласовывать решения, затрагивающие сферу СПО и т.д.

2.Дать возможность учебным заведениям СПО получать внебюджетные доходы от сдачи в аренду имеющихся в наличии площадей. В настоящее время многие учебные заведения испытывают определенное давление со стороны Министерства имущественных отношений по данному вопросу (нецелевое использование и т.д.).

3.Решить вопрос оптимизации структурных подразделений МОН ХК: ликвидировать Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения, а психологов вернуть в подчинение директоров учебных заведений СПО, как это и было ранее; объединить и провести кадровые сокращения в двух дублирующих друг друга структурах – Хабаровский краевой институт развития образования и Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и т.д.

4.Решить проблему финансирования учебных заведений СПО по модернизации материально-технического обеспечения учебного процесса и формированию квалифицированного кадрового потенциала (выпускников) в целях формирования предпосылок инновационного развития экономики Хабаровского края.

5.Решить вопрос привлечения в сферу СПО квалифицированных педагогических кадров с опытом работы на производстве.

6.Оптимизировать количество документооборота МОН ХК и его структурных подразделений (Краевых центров и институтов) с учебными заведениями СПО. Необходимо уменьшить количество запросов, планов и отчетов, которые понижают эффективность работы учебных заведений СПО и повышают социальную напряженность в коллективах.

7.Решить вопрос приведения заработной платы педагога СПО к средней зарплате по региону, т.к. в настоящий момент среднюю зарплату преподавателей рассчитывают как среднюю зарплату конкретных людей, а не как среднюю зарплату педагога на одну ставку.

Обращение вызвало определенный резонанс. Были слова поддержки, но снова никто открыто поддержать не захотел. Или побоялся? Председателя регионального отделения партии провезли по трем лучшим техникумам, где директора сказали, что изложенная информация не соответствует действительности. Проблем по зарплате нет. Проблем с большой отчетностью нет. А если и есть проблемы, то небольшие. В общем, получился очередной пшик. Шанс что-то изменить был упущен…

Прошло три года. Что мы имеем на сегодняшний день. Зарплата педагогов СПО все так же рассчитывается по физическим лицам, а не по ставкам. И так же, как и 3 года назад министерские работники бодро отчитываются без зазрения совести, что педагоги Хабаровского края получают по 50 тыс. руб., смотрите официальный ответ Управления общественных связей, но тактично умалчивают о том, что данная зарплата выплачивается за 1350 часов годовой учебной нагрузки (годовая нагрузка на одну ставку 720 часов). Если следовать обычной логике, то за такую нагрузку педагог СПО должен получать 100 тыс. руб. в месяц.

Уменьшилось ли количество планов, отчетов и прочей бумажной волокиты? Весьма сомневаюсь. Ведь штат Министерства образования и науки Хабаровского края более 430 человек. Пусть не все из них взаимодействуют непосредственно с техникумами, но ведь каждый хочет показать свою работу. А когда техникумы были федеральные, один человек в Москве курировал все учебные заведения СПО Дальнего Востока. Ничего, справлялся.

Много ли пришло педагогов-практиков в сферу образования? Появился ли хоть какой-то вес у Совета директоров ССУЗов Хабаровского края? Нет ответа. Было ли произведено сокращение лишних структурных подразделений министерства? Нет, не было. Наоборот, штаты только растут. Передали ли наконец педагогов-психологов в подчинение директорам техникумов, что было бы логично? Нет, не передали. Для тех, кто не в курсе, во всех техникумах и колледжах края есть психологи для работы с детьми, но директорам они не подчиняются. Их вывели в отдельную структуру. Это наша местная придумка. Весьма сомнительная на мой взгляд.

И ведь нет никакого смысла пытаться проводить исследования о том, повлияло ли выведение психологов из штатного расписания техникумов Хабаровского края на количество суицидов, фактов жестокого обращения с животными. Последний случай, когда подросток убил инструктора тира, затем устроил перестрелку в здании Управления ФСБ по Хабаровскому краю. Есть жертвы и пострадавшие. Если помните, он был студентом техникума.

Ну и напоследок вспомним, что из 9 директоров техникумов и колледжей города Хабаровска, переданных с федерального бюджета на краевой, на сегодняшний день в своем кресле остался всего 1 (один). Ну, думаю, это тоже ничего не значит. Совпадение. Один из директоров — Овсянников Виктор Ефимович, умер через несколько месяцев после увольнения. Царствие ему небесное, замечательный был человек.

А как было бы неплохо задуматься, почему в двух близких по масштабу дальневосточных субъектах (Хабаровский и Приморские края) расходы на Министерство образования и науки Хабаровского края и Департамент образования и науки Приморского края существенно отличаются. Почему бы не выяснить, почему? И речь идет не только о государственной службе, но и о различных структурных подразделениях не образовательной направленности. Почему бы не создать единообразные требования к структурной организации органов исполнительной власти, курирующих образование, вот и была бы экономия в масштабах страны. Полагаю, весьма весомая.

А что будет, если вообще взять и закрыть на один месяц по всей стране министерства и департаменты образования? Учителя перестанут приходить на работу? Студенты перестанут приходить на занятия? Полагаю, раздутые штаты всех наших министерств и ведомств – самые главные вредители, которые не дают развиваться нашему государству, никто не думает даже о необходимости элементарной экономии денежных средств. И можно было бы пытаться говорить обо всем этом с высоких трибун, но нет смысла. В условиях нынешней власти никогда не получить объективный ответ. И это по-настоящему страшно, ведь социальная напряженность в обществе продолжает расти. И даже если люди боятся говорить об имеющихся проблемах, не стоит думать, что эта «бомба» не рванет в ближайшее время. А по-другому и быть не может, ведь обратная связь между властью и обществом так и не выстроена.

Вот и пришло время ответить на вопрос о том, какие же потери самые страшные. Самые страшные потери те, которых мы не замечаем. И я говорю о том, что если мы готовы поверить, что белое – черное, а черное – белое, если мы руководствуемся лозунгом «моя хата с краю», если мы готовы говорить неправду из-за страха потерять своё теплое и сытное место, если мы молчим, когда рядом творится несправедливость, то никакая власть, никакой правитель не сможет сделать нашу жизнь лучше.

Когда я написал статью «Ложь и провокация», затрагивающую вопросы заработной платы, я получил ряд отзывов… личными сообщениями. Странно звучит, но некоторые люди побоялись выложить своё мнение в поддержку на всеобщее обозрение. «А вдруг начальство увидит?». Что тут скажешь, это нас с вами подточил микроорганизм страха, как с теми ананасами, мы утратили «чувство локтя», «коллективный дух», когда один за всех, а все за одного и поэтому заслуживаем то, что имеем. Чем раньше мы все это поймем, тем лучше!

«Приличнейший  тихий  старичок, одетый бедно,  но чистенько,  старичок, покупавший три миндальных пирожных в кондитерском отделении, вдруг преобразился.  Глаза  его  сверкнули  боевым огнем,  он  побагровел, швырнул кулечек с пирожными на пол и крикнул: — Правда! — детским тонким голосом. Затем он выхватил поднос, сбросив с  него остатки погубленной  Бегемотом шоколадной  эйфелевой башни, взмахнул им, левой  рукой сорвал  с  иностранца  шляпу,  а правой с  размаху  ударил подносом плашмя иностранца по плешивой голове». Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».

ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ САЙТА:

ВЕТЕРАН ВАСИЛИЙ ГОРЕЛОВ: У ПОБЕДЫ ТЫСЯЧА ОТЦОВ

КРАСИВЫЕ РЕШЕНИЯ

ЛАГЕРЬ «ОСВЕНЦИМ»