АЛЕКСАНДР СИДОРКИН: НЕСЛАДКОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ХАБАРОВСКОГО ЗАВОДА ИМ. ГОРЬКОГО

Импортозамещение, укрепление ВПК, новинки военной техники: всё это в последнее время слышится всё чаще и чаще. Но если на одни оборонные заводы тратятся колоссальные суммы, их загружают заказами и часто показывают в телесюжетах, то об иных почему-то скромно забывают.

Несладкое время для ПАО «Хабсудмаш» — хабаровского завода им. А.М. Горького настало сразу после перестройки, еще в далеких 1992-94 годах. Тогда, с потерей существующих экономических связей, сокращением оборонного заказа и весьма вероятного повального воровства со стороны руководства и отдельных сотрудников, завод значительно сдал позиции.

Оставшись без централизованного отопления и стабильной загрузки, гигантское и мощное производство начало постепенно проваливаться в долговую яму, которая плавно перекочевала в новое тысячелетие — и, как бы нещадно она не «засыпалась» деньгами из федерального бюджета, она образуется вновь и вновь.  Погашались долги и за счёт исполнительных производств, которые, как «невидимая рука рынка», затянули в трясину с десяток цехов и вспомогательное хозяйство, а то, что осталось за заводом – стремительно начало гнить и уничтожаться вредителями уже изнутри, как можно предположить, такими как предпоследний руководитель предприятия Лушин А.В… Впрочем, обо всём по порядку. Это не просто статья с ноткой ностальгии, критики или сожаления: это краткое описание того, почему сегодня этот завод (как и многие другие в сфере машиностроения) рискует исчезнуть юридически и физически, а также руководство к действию – что мы (и государство) можем предпринять, чтобы не допустить ликвидации завода.

Начнём с долгов. Почему они вообще возникают?

Завод был, есть и остаётся стратегическим – то есть выполняющим, прежде всего, государственный оборонный заказ. Это одновременно и спасало его до сих пор, и губило. Можно предположить, что причины кроются в системе оплаты: заказчик имеет право не платить вплоть до установки изделия. То есть готовая судовая лебёдка, пока она лежит на складе, но не смонтирована на судно, может не оплачиваться. Второй момент: неграмотные действия руководства, губительные действия судебных приставов, попустительство со стороны представителей власти и иные махинации внутри и около предприятия.

Информация из местного telegram-канала МакарOFF, как можно предположить, подготовленная на основе имеющихся на заводе документов и со слов сотрудников, и вовсе шокирует. Далее идет несколько текстовых фрагментов, с данного телеграм-канала, которые, как мне кажется, следует тщательно изучить компетентным органам.

«С 2018 года Крыжевским А.А., действовавшим генеральным директором завода в период с 2018 по март 2021 года, приняты ряд кадровых и управленческих мер, усугубивших негативное состояние предприятия, главное из которых: принятие на работу некомпетентных руководящих сотрудников во главе с директором по производству Лушиным А.В. Согласно имеющимся данным, на предприятии в период марта-апреля УФССП России по Хабаровскому краю проведен арест имущества (сооружений, неликвидного оборудования, изделий, инструмента и материалов). Однако, судебным приставом арестованное имущество отдавалось руководству предприятия на самореализацию, которая осуществлялась по ценам заведомо ниже рыночных и без проведения каких-либо торгов, а финансовые операции проводились, минуя кредитные учреждения и счета «Хабсудмаша»».

Как пишет данный телеграм-канал, куратором предприятия по линии УФСБ по Хабаровскому краю не было предпринято никаких действий, чтобы как-то исправить данную ситуацию. Более того, говорится, что именно с подачи куратора на завод мог быть устроен Корольков Д.А, который, как предполагает автор, разваливал службу безопасности завода и обеспечивал силовое прикрытие махинаций директора Лушина А.В.

Есть смысл проверить информацию канала о том, что Корольков Д.А., представляясь сотрудником ФСБ, открыто говорил, что исполняет государственное задание УФСБ (видимо выданное самим куратором) и всячески запугивал, даже избивал пожилых работников завода им. А.М. Горького для того, чтобы сокрыть как реальное положение дел на предприятии, так и ситуацию с документами и архивами, более того силой принуждал рабочих не давать показаний проверяющим органам или вынуждал несогласных уволиться.

Неплохо бы так же проверить и следующую информацию – «…директор по производству Лушин А.В. открыто собирал секретную производственную информацию, работал в заводском хранилище документов, содержащих государственную тайну, попутно регулярно встречаясь с «заклятыми друзьями России» из южнокорейского и американского бизнеса.» Даже на эти вопиющие факты, со слов автора канала, старший оперуполномоченный УФСБ по Хабаровскому краю, куратор оборонного предприятия «Хабсудмаш» — никак не отреагировал.

Я, как энтузиаст воссозданного народного музея завода при совете ветеранов, могу подтвердить практически каждое слово, ибо застал этот период изнутри и видел своими глазами, что происходит. О бесчеловечности упомянутых лиц свидетельствует хотя бы тот факт, что И.О. генерального директора А.В. Лушин, по моему мнению, издевался над неугодными ему сотрудниками – в частности над председателем профкома Волковой Любовью Александровной, в общем-то уже пожилым человеком, годящимся ему в матери. Любую постороннюю работу – обязательно наваливал на нее, включая общественную деятельность. Любыми способами пытался подставить, подловить на недобросовестном выполнении обязанностей и т.д. При этом сам, имея весьма приличную зарплату, установил ей оплату труда вровень с прожиточным минимумом и перевел на полставки. И если сам Лушин вдруг читает эту статью, от себя добавлю: конечно, конкретно за содействие музею спасибо, но разве такой ценой? Зачем было принижать пожилого человека, который ничего плохого тебе не сделал? Подлость и низость зашкаливает.

Почему завод нужен?

Чем он важен? Может быть, он нерентабелен и устарел? А вообще, может быть проще его заменить другим? Конечно, у каждого возникнут такие вопросы, если воочию узреть остатки предприятия или ознакомится с бухгалтерскими отчётами.  Но ответ на то един: такой завод – в стране один! На территории Российской Федерации лишь завод им. Горького имеет возможности для выпуска тех видов судовых лебёдок, которые он производит и поныне. Лебёдки такого качества любой предлагаемый (а аналоги уже предлагались ОСК) «завод-конкурент» произвести на первоначальном этапе попросту не сможет. Это невозможно без испытательной установки (которая на заводе им. Горького сохранена и поддерживается в рабочем состоянии) и квалифицированных специалистов. Да, специалисты уже немолоды: но их опыт ещё не поздно передать молодёжи. Чтобы добиться таких же шумовых характеристик, как у лебёдок завода им. А.М. Горького, необходимы месяцы, а то и годы. Казалось бы, в чём здесь проблема? Проблема не только в упущенном времени. Проблема в том, что в таком вопросе упущенное время и недоработанные или среднего качества изделия – это катастрофа для обороноспособности страны. Судовые лебедки «Хабсудмаша» устанавливаются не только на гражданские суда, но и на военные корабли, а также подводные лодки, где малейшая погрешность в оборудовании и изменение шумовых характеристик может поставить весь экипаж под угрозу. Речь здесь не только о технических неисправностях и опасностях на борту – но и за бортом, а именно возможности оказаться обнаруженным потенциальным противником. Качество и надёжность, которого смогли добиться горьковчане, выступает одним из гарантов безопасности на водных просторах нашей Родины, нашего военно-морского флота. Сохранение такого производства должно быть интересом не столько сотрудников или горожан, а всего государства.

 Помимо этого, такой широкой, проработанной и богатой номенклатуры судового палубного оборудования как у завода им. А.М. Горького не имеет ни один завод на территории постсоветского пространства. За долгие годы существования при заводе (с 1947 г.) Специального Конструкторского Бюро (СКБ-83) было разработано колоссальное количество судовых лебёдок, кранов, эжекторов, теплообменных аппаратов и иных установок, многие из которых имеют превосходные характеристики и способны работать в самых суровых климатических условиях и самых жестких условиях эксплуатации. Это подтверждает и тот факт, что ряд продукции завода был удостоен Знака Качества СССР. Помимо этого, рационализаторами и изобретателями завода до 1985 г. было запатентовано 103 авторских свидетельства. С тех времён ничего принципиально нового в этой сфере никем разработано не было. Сегодня всё это богатство: описания, патенты и чертежи являются интеллектуальной собственностью завода, которая при банкротстве может быть утеряна или перейдёт к любому частному лицу, которое, обладая такими сведениями, может стать конкурентом внутри государства для самого государства, а в худшем случае вся документация попадёт в руки иностранных компаний.

Что завод может? Для чего его сохранять и как?

Завод мог и может на данный момент запустить всю линейку судовых лебёдок, которые он производил ранее. Производственная база, площадка и специалисты имеются. При желании можно возобновить и всю линейку кранов. Испытательные установки сохранены, хотя и требуют ремонта. Сохранено основное производственное оборудование, уникальное для региона, в частности зуборезный участок, на котором можно изготовлять шестерёнки всевозможных видов и форм. До Урала – это единственный производственный участок такого рода. Станки на консервации – но с каждым днём им угрожает сырость, которая через пару-тройку лет может привести всё в негодность.  

Ликвидация ещё действующего предприятия потребует создания альтернативных производств для выпуска аналогичной продукции, что потребует значительных временных и финансовых затрат на строительство производственных площадок, обучение производственного, инженерного и конструкторского персонала, отладку технологических процессов производства и т.п. При этом на сегодняшний день, чтобы сохранить уже существующее более 80 лет предприятие, необходимо лишь разрешить вопрос о погашении задолженности по заработной плате, обеспечить завод оборотными средствами и списать (или реструктуризировать) кредиторскую задолженность по налогам и обязательным платежам. Либо же создать новое юридическое лицо, выкупив в ходе торгов по исполнительным производствам основные производственные мощности завода.

Собственно, на данный момент это единственные два варианта сохранения предприятия. Оба в масштабах государства потребуют минимальных финансовых затрат. К примеру, основное производство — опытный цех № 5, был оценён приставами всего в 45 с лишним миллионов рублей, а главный производственный корпус (с зуборезным участком) в 136 млн. рублей. Выкупить и перенести ряд оборудования с других цехов, провести ремонт кровли и укрепление несущих конструкций это ещё порядка 25-30 млн. руб. Всё, завод готов к полноценной работе. Неужели государству трудно найти на сохранение стратегического производства с неплохим потенциалом немногим более 250 млн.?! А тем более в текущих реалиях? Верится с трудом.

Что делать? Что сделано?

Усилиями совета ветеранов завода, в частности Морозовой Надежды Михайловны, усилиями бывшего заводского судостроительного техникума и лично заместителя директора по производственной работе Сергея Михайловича Минеева, усилиями Хабаровского краевого отделения КПРФ и ЛКСМ, а в значительной части благодаря энтузиазму Дениса Ященко, были собраны подписи в количестве чуть более 700 под обращениями в федеральные органы власти.  Сейчас обращения в процессе подготовки: собираемся направлять в ближайшее время. Информационную «шумиху» подняла и статья Андрея Николаевича Дунаевского в газете Молодой Дальневосточник «У последней черты: завод имени Горького переживает не самые лучшие времена».  Конечно, продолжается работа по сохранению завода и внутри предприятия: проводятся встречи с представителями министерства обороны, прорабатываются варианты создания дочернего АО или выкупа активов под кредит на развитие бизнеса и т.д.

До ноября (покуда действует мораторий на банкротство) завод жил и будет жить.  Потом – всё зависит от нас самих и государства. Очень хочется верить в то, что на завод обратят внимание и не похоронят в год 90-летия со дня начала его строительства.

Автор: Александр Сидоркин.

*     *     *

Ссылка на telegram-канал «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БЛОГ»

*     *     *

Ссылка на список всех статей сайта «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БЛОГ»


  1. С производством у нас беда ,беда. Новое не сторим а старое ликвидируем. Может это часть плана какого то? Враги страну разваливают ??

    Нравится 1 человек

  2. Держаться нету больше сил. Держаться нету больше сил. Так в известном мультике говорил один из персонажей. Кто остановит этот беспредел в Хабаровском Крае?

    Нравится 1 человек

  3. История леденящая кровь. Поражает другое. Что будет все тихонько тихонько. Газеьы не заметят. Органы промолчат. И в голову не придет не кому ,что это и есть коррупция. Или одна из ее стадий. В страшное время живем. Беспредельное время.

    Нравится 1 человек

  4. Обязательно нужно сохранить завод и производство. Хватит уже бесконечных закрытий и «оптимизаций». Тем более, что выпускаемая продукция — уникальна.

    Нравится 1 человек

  5. Лично я вижу ,что борьба с коррупцией в стране усилилась. Потому и публикационные материалы на эту тему возникают. Так что хорошо все будет!

    Нравится 1 человек

  6. Почему канал 1 не показывпет таких болезненных для всех нас тем? Не показывает реальную жизнь и ее реальные проблемы касающиесч всех нас без исключения. Количество зарубежных проблем переходит все разумнве пределы и пррсто вызывает раздражение. Противно все это и мерзко к томуже.

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Gravatar
Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s