В Белоруссии продолжаются забастовки на заводах с требованием проведения новых выборов и отставки Лукашенко. Надеюсь, бастующих совсем немного, и они лишь малая часть всех работников заводов. Давайте вкратце взглянем на эти бастующие предприятия, их продукцию и численность рабочих. Например, завод в Жодино БелАЗ (10 000 рабочих) производит уникальные карьерные самосвалы, вся продукция целиком идет на экспорт.
Завод МТЗ (15 000 рабочих), основанный в 1946, производит знаменитые трактора под брендом «BELARUS», которые знают во многих странах мира. В прошлом году завод произвел 35 000 единиц техники. Для сравнения: в 2019 во всей России было произведено только 6900 тракторов. Больше для России просто не надо. В МТЗ-холдинг еще входят 10 предприятий по всей стране (в Витебске, Бобруйске и других городах).
Белорусский металлургический завод (11 000 рабочих), построенный еще в советские времена австрийцами и датчанами, производит прокат, трубы и метизы, причем в Россию идет только 20% продукции. В Россию, основной объем метизов, идет из Китая, по 30 рублей тонна и такого же качества. Пять лет назад завод при поддержке государства провел масштабную модернизацию. Завод «Беларуськалий» (16 000), один из главных кормильце белорусского бюджета, выпускает удобрения — каждая шестая тонна калийных удобрений в мире производится на этом предприятии.
Основной покупатель продукции — Китай. «Нафтан» (11 000 работников) является крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием страны. Долгое время белорусская нефтепереработка строилась на дешевой российской нефти. Ее поставляли братской республике по внутренним ценам, а бензин на экспорт в Европу шел уже с рыночным ценником. Только на этих пяти заводах работает свыше 60 000 человек. Для крошечной Беларуси (населения как в Московской области) — это огромные производственные мощности.
А ведь это лишь малая часть сохраненной Батькой советской промышленности. Все заводы регулярно получают господдержку в виде денег на уплату долгов или отсрочек по электроэнергии. Что предлагает оппозиция? «Нужно организовать широкомасштабную приватизацию и развитие полноценного рынка земли для повышения эффективности экономики», — читаем мы в т.н. реанимационном пакете реформ для Белоруссии. Повысится ли после приватизации эффективность предприятий? Обязательно.
Если под эффективностью понимать увеличение прибыли новых хозяев белорусской промышленности. А вот, что касается их модернизации и наращивания выпуска продукции, то это вряд ли — все постсоветские олигархи привыкли снимать сливки с доставшихся им на халяву активов, после чего хоть трава не расти. Инвестировать в эти заводы, если государство уйдет из экономики, никто не будет. Так было и в России, и в на Украине. Ну, конечно же, в Белоруссии все будет иначе.
Ведь телеграмм-канал НЕХТА считает именно так, а ему надо обязательно верить. Будет ли инвестировать в белорусскую экономику иностранный капитал? Это вряд ли. В той же Украине иностранный капитал после революции «гідності» просто прибрал к рукам табачные заводы и порты для вывоза зерна за рубеж. На этом все инвестиции закончились. Белорусские заводы при Лукашенко не были отданы олигархам, государство само взяло их под опеку, создав эффективные производства.
Сейчас бастующие, не знающие истории, сами себе роют яму. Если А.Г. все-таки скинут, то российский 1992 год (начало приватизации в России со всеми ее «прелестями») – это, то будущее, которое ждет белорусов: заводы будут закрыты и переоборудованы под оптовые базы и склады, белорусы вдруг окажутся нищими и безработными, а коммуналка взлетит в десятки раз. Крестьяне охренеют от цен на соляру и запчасти и поймут, что это пи№дец, а земля вместе с реками и озерами закономерно окажется частной собственностью.
Все обещаемые свободы обернутся только свободой сдохнуть в канаве от голода — без нормальной медицины, без дома, и свободой отдавать все свои деньги непонятно кому, ибо все происходящее — это не просто буржуазный переворот. Это попытка заменить госкапитализм капитализмом неолиберальным. Сами забастовщики, в основной массе, после ухода Лукашенко останутся без работы и без зарплат. Ну, а особо счастливые поедут в Польшу и Литву мыть сортиры, если возьмут. Зато «свобода «и «демократия», а это значит, что все будут гордыми и свободными. Лозунг всего происходящего один: наш паровоз вперёд летит, в могиле остановка!
Автор: Андрей Владимирович Лукьянов.
Фотография: Андрей Владимирович Лукьянов.