Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит ряд интересных моментов. Хотелось бы заострить внимание на двух: финансировании полномочий и контроле. Начнем по порядку. К примеру, в статье 19 подробно описывается порядок наделения органов местного самоуправления полномочиями Российской Федерации.
Важный момент, что государство не просто передает полномочия, но и предусматривает финансирование под них — «… 5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.»
Вот мнение по данному поводу Бориса Хачатуряна — известного дальневосточного ученого, автора ряда книг и учебников по вопросам государственного строительства в субъектах Российской Федерации, сделанное специально для сайта «Дальневосточный блог».
«Естественен вопрос: сколько и каких федеральных и региональных законов передано в ведение вашего муниципального образования (МО) и сколько конкретно, на какие государственные полномочия, вам передано сверху финансовых средств. А отсюда, какие государственные полномочия вы исполняете и сколько МО тратит на это средств из субвенций и из муниципального бюджета…
Что касается отдельных государственных полномочий, то проведённые в 1999 г. Дальневосточным центром политического консалтинга исследования показали, что по состоянию на 1 июля 1999 г. в России существовал 201 федеральный закон, где органы местного самоуправления наделялись отдельными государственными полномочиями в различных областях жизнедеятельности территорий, о которых руководители МО даже не подозревали.
Повторный анализ федерального законодательства, проведённый в 2001 г., позволил выявить уже 243 федеральных закона, наделяющих органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. (Подробнее см. Хачатурян Б.Г. Уставное нормотворчество муниципальных образований в Российской Федерации: Историко-правовое исследование. — 4-е изд., перераб. и доп. — Хабаровск: ДВНЦМП, 2019. — С. 65).
То есть федеральный центр стал просто бесконтрольно сбрасывать государственные полномочия, определённые ст. 71 и 72 Конституции РФ, на уровень муниципалитетов, при этом, зачастую, без передачи материально-финансовых средств на их исполнение, как этого требует ч. 2 ст. 132 Конституции РФ. В результате, муниципалитеты просто «захлёбываются» в море проблем, навалившихся на них».
Теперь несколько слов о контроле за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Контроль, по мнению Бориса Хачатуряна, прежде всего, должен нести критерии, по которым законодательный орган будет оценивать деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц.
«Пример таких критериев приведён в работе Л.А. Велихова «Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства», считающейся работой методологического плана, но представляющей собой уникальный даже для настоящего времени курс для вузов, действующих политиков, государственных и муниципальных служащих. В 1928 г. в работе Л.А. Велихова писалось, что «…в Англии существует бытовой приём, не зафиксированный в законодательстве.
Устанавливается известная минимальная норма благоустройства в какой-либо отрасли хозяйства (например, в городе должно быть не более 2% неграмотных, смертность не должна превышать 20 человек на тысячу в год и т.п.). Когда сказанная норма нарушена, должностные лица отдаются под суд, так сказать, механически за бездействие власти».
Борис Хачатурян называет следующие статьи 131-ФЗ, посвящённые вопросу контроля: ст. 17.1. Муниципальный контроль и ст. 18.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Однако, по его мнению, для того, чтобы «организовать и осуществлять контроль», необходимо прописать механизм такого контроля.
Вопрос — где он в нормативно-правовых актах (НПА) вашего МО прописан, в чём заключается и как применяется? А ведь перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»).
Однако ни закон, ни указ не говорят, а что же следует за снижением показателей, например, по сравнению с предыдущим годом, не установлены допустимые проценты (пороги) такого снижения, как в Англии… То есть, мало проконтролировать, необходимо по результатам контроля каждому воздать по заслугам! И тут мы часто видим вообще чистейший формализм.
* * *
В качестве выводов: Борис Григорьевич Хачатурян — известный дальневосточный ученый, кандидат исторических наук, доцент, советник юстиции 1 класса, автор более 60 научных публикаций. Он является одним из авторов и соавторов ряда законов о государственном строительстве и местном самоуправлении в Хабаровском крае, в том числе Устава Хабаровского края. Награжден правительственными наградами, в том числе медалями «За трудовую доблесть», и «Совет Федерации. 20 лет».
По моей просьбе он подготовил несколько предложений депутатам муниципального образования «Николаевское городское поселение», публикую пока только основные два. 1) Разобраться с количеством федеральных и региональных законов переложивших на плечи МО осуществление конкретных отдельных государственных полномочий, оценить необходимое количество финансов для их исполнения и количество полученных из федерального и регионального центров средств. 2) Разобраться с механизмом отчётности главы муниципалитета, определением критериев отчётности и ответственности органов и должностных лиц за положение дел в МО, то есть перед населением, как этого требует ст. 71 131-ФЗ. Разработать критерии ответственности органов и должностных лиц за положение дел в МО.
Фотография издательства ЛитРес.