Получил разрешение от Юрия Березутского на размещение отдельных фрагментов его монографии «Социальная активность молодежи региона: социологический анализ» на сайте «Дальневосточный блог». Юрий Владимирович – известный дальневосточный социолог, кандидат социологических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС. Сегодня я познакомлю Вас с результатами исследования Юрия Березутского об оценке нормативности сознания молодежи Хабаровского края.
Нормативность сознания молодежи (ее правовая культура) выступая значимой характеристикой ее социального развития, отражает сформировавшиеся в процессе ее социализации субъективные представления молодежи о нормах права, нормах допустимого и невозможного, трансформирующиеся в поступки повседневной жизни. Так, П.А. Сорокин рассматривал поведение индивида с позиции должного и запрещенного: «акты должные кажутся нам всегда нормальными, справедливыми и потому морально положительными, акты запрещенные – морально отрицательными и поднормальными» ( Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда : социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. – М.: Астрель, 2006. – С. 126.).
В значительной степени распространенность «терпимости» и возможности для собственного сознания проявлений ненормативных форм поведения формирует состояние разобщенности, атомизации, дисгармонии и вражды в обществе. В этом контексте П.А. Сорокин отмечал, что «на акты запрещенные мы реагируем в форме переживаний и актов вражды, недружелюбия и ненависти по адресу его субъекта…, сам же акт вызывает в нас переживание отвращения и отталкивания к такой форме поведения» (Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда : социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. – М.: Астрель, 2006. – С. 126).
Поэтому ценности молодежи напрямую определяют культуру ее нормативного (правового) сознания, выступая фундаментальной основой поведения человека. Как подчеркивает В.И. Чупров: «ценности – это наиболее общая установка, определяющая социальное и культурное значение тех или иных явлений действительности, в качестве нормативного основания общественного, группового, индивидуального сознания» (Чупров В.И. Ценности / Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008. – С. 558).
Правовая культура молодежи представляет собой совокупность ее знаний, ценностей и установок (как отдельной личности, так и социальной группы), относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия как субъекта правовых отношений; степень освоения правовых норм и соответствия поведения индивидов или групп установленным законодательным нормам. В то же время состояние правовой культуры молодежи, нормативности ее сознания, являются следствием созданных условий для молодежи семьей, социальными институтами общества, государством, и во многом являются результатом процесса социализации, преемственности поколений.
Нами нормативность сознания молодежи оценивается, прежде всего, через призму ее отношения к различным правовым и социальным нормам. Такой подход оправдан тем, что «поведенческие установки людей являются своеобразной проекцией их отношения к социальным нормам» (Ядова М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения // Социологические исследования. – 2006. — №10. – С. 78). Особое место в наших мониторинговых исследованиях молодежи занимало изучение нормативности сознания молодежи, измеряемой через ряд показателей. Нами было определено 11 таких показателей (или асоциальных явлений), сформулированных в виде вопроса в анкете: «Как Вы относитесь к таким явлениям, как…»:
- Вступить в брак по расчету?
- Вступить в физическую близость за плату?
- Взять то, что плохо лежит?
- Добыть хитростью?
- Взять силой?
- Проезд в транспорте без билета?
- Употребление нецензурных выражений?
- Употребление спиртных напитков?
- Употребление токсических веществ, наркотиков?
- Уклонение от уплаты налогов?
- Получение взятки?
Молодежь могла выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа к каждому из 11 вопросов, которые в целом делились на две группы: не допустимые («недостойно при любых обстоятельствах») и допустимые («возможно в чрезвычайных обстоятельствах», «иногда считаю возможным», «считаю нормальным») для молодежи явления. Допустимость в сознании молодых людей таких асоциальных форм поведения характеризует его ненормативность, и как следствие, свидетельствуют о потенциальной асоциальной направленности, как сознания, так и поведения.
В целом результаты мониторинга свидетельствуют о распространенности терпимости к асоциальным явлением: например, половина и более молодежи считает допустимым «вступить в брак по расчету», «добыть деньги хитростью», «проехать в общественном транспорте не оплатив проезд», «употреблять алкоголь и нецензурную лексику». Каждый третий считает нормальным «уклониться от уплаты налогов», каждый пятый считает допустимым «получение взятки».
В контексте этого в отношении к социологическому изучению состояния социальной направленности молодежи достаточно емкую характеристику предложил профессор В.А. Луков, определив «необходимость взвешенной оценки особенностей социализации личности в российском обществе, его диагностики, возможного определения «уровня заболеваемости» (Ковалёва А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. – М.: Социум, 1999. – С. 232). И сегодня действительно можно утверждать о достаточно высоком «уровне заболеваемости» молодежи, связанном с состоянием её нормативности сознания.
Тем не менее, сравнивая молодежь 90-х гг. XX века, следует отметить о достаточно значительных положительных ценностно-нормативных сдвигах в сознании молодежи. Современная молодежь является более нетерпимой к асоциальным явлениям (табл. 1).
Таблица 1
Динамика допустимости для молодежи асоциальных явлений (в процентах от общего числа опрошенных, считающих в той или иной степени допустимыми нижепредставленные явления)
Индикаторы нормативности сознания | 1997 г. | 2007 г. | 2017 г. |
Вступить в брак по расчету? | 66,0 | 68,5 | 49,3 |
Вступить в физическую близость за плату? | 38,7 | 35,3 | 18,8 |
Взять то, что плохо лежит? | 39,7 | 38,0 | 24,6 |
Добыть хитростью? | 69,7 | 71,8 | 54,6 |
Взять силой? | 39,7 | 25,6 | 23,3 |
Проезд в транспорте без билета? | 85,0 | 85,7 | 65,9 |
Употребление нецензурных выражений? | 65,0 | 81,0 | 71,7 |
Употребление спиртных напитков? | 76,7 | 63,4 | 71,0 |
Употребление наркотиков? | 18,0 | 14,4 | 10,3 |
Уклонение от уплаты налогов? | 73,3 | 52,9 | 30,8 |
Получение взятки? | 60,7 | 49,0 | 22,5 |
Средний показатель ненормативности сознания | 57,5 | 53,2 | 40,3 |
Источник: Мониторинговое социологическое исследование по теме: «Социальный потенциал молодежи Хабаровского края: состояние и перспективы развития» (1997-2017 гг.).
Ненормативность сознания примерно в одинаковой степени распространена в разных возрастных группах (17, 24 и 29 лет), что может свидетельствовать о влиянии общесистемных факторов социализации молодежи (табл. 2).
Таблица 2
Допустимость для молодежных групп асоциальных явлений (в процентах от общего числа опрошенных, считающих в той или иной степени допустимыми нижепредставленные явления)
Индикаторы нормативности сознания | 17 лет | 24 года | 29 лет | Всего |
Вступить в брак по расчету? | 55,0 | 31,2 | 51,6 | 49,3 |
Вступить в физическую близость за плату? | 17,2 | 19,8 | 19,4 | 18,8 |
Взять то, что плохо лежит? | 22,3 | 24,1 | 27,4 | 24,6 |
Добыть хитростью? | 57,5 | 53,1 | 53,2 | 54,6 |
Взять силой? | 20,5 | 24,7 | 24,7 | 23,3 |
Проезд в транспорте без билета? | 66,2 | 70,6 | 60,6 | 65,9 |
Употребление нецензурных выражений? | 65,2 | 80,0 | 70,0 | 71,7 |
Употребление спиртных напитков? | 56,8 | 78,8 | 76,9 | 71,0 |
Употребление наркотиков? | 6,9 | 14,1 | 10,1 | 10,3 |
Уклонение от уплаты налогов? | 26,4 | 34,8 | 31,5 | 30,8 |
Получение взятки? | 20,4 | 26,9 | 20,1 | 22,5 |
Средний показатель ненормативности сознания | 37,7 | 41,6 | 40,5 | 40,3 |
Источник: Социологическое исследование по теме: «Социальный потенциал молодежи Хабаровского края: состояние и перспективы развития», 2017 г.
Справедливый в этом ключе делают вывод социологи А.Н. Покида и Н.В. Зыбуновская в рамках общероссийского исследования, согласно которому законопослушное поведение также зависит и от степени правовой информированности граждан, поскольку отсутствие или недостаточность знаний основных норм действующего законодательства может приводить к различного рода нарушениям в поведении со стороны самих граждан: «по данным опроса, граждане с невысоким уровнем информированности о законах терпимее относятся к возможным нарушениям правовых норм в обществе, например, чаще допускают возможность уклонения от уплаты налогов» (Покида А.Н., Зыбыновская Н.В. Влияние средств массовой коммуникации на формирование правовой культуры граждан // Власть и управление на Востоке России. – 2018. – №2 (83). – С. 51).
Состояние правовой культуры молодежи, нормативности ее сознания, желания и готовности соблюдать социальные и правовые нормы, быть законопослушными гражданами определяются в значительной степени оценками молодежи состояния правопорядка в стране. Молодежь не считает, что исполнением законов рядовой гражданин может повлиять на развитие событий в стране (лишь 31,3% молодежи считает, что возможно). Молодежь в целом высказывает низкий уровень доверия правовым институтам (судам, прокуратуре, полиции).
Терпимость молодежи к коррупции в определенной степени обусловлена распространенностью этого явления в современном российском обществе. Так, результаты краевого опроса жителей Хабаровского края свидетельствуют о высокой степени распространенности явлений коррупции и взяточничества. В общественном сознании жителей края сформировались устойчивые представления о коррупции, как элементе повседневности. Практически каждый второй опрошенный (45,8%) отметил, что факты и явления коррупции, взяточничества имеют место в месте их проживания от единичных случаев (15,5%) до частых проявлений (30,1%). В то же время лишь 14,5% это отрицают, а 39,9% – затруднились с оценкой.
Безусловно, молодежь сегодня имеет большое желание овладевать материальным миром (иметь достойную заработную плату, жилье, материально обеспеченную жизнь и т.п.), но в тоже время она имеет крайне ограниченные возможности их удовлетворения. В этом, на наш взгляд, заключается главное социальное противоречие ее социализации, определяющее вектор ее нормативности сознания.
Поиск путей решения обозначенной проблемы нормативности сознания молодежи, во многом зависит от понимания государством, властью необходимости создания реальных возможностей для молодежи по реализации ее устремлений.
Главная государственная задача, на наш взгляд, в решении молодежных проблем должна заключаться в повышении уровня правовой культуры населения в целом, и молодежи в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека. При этом молодежь должна видеть не декларируемые государством правовые ценности, а реально разделяемые всеми социальными институтами.
Сформированные ценностные убеждения на основе культуры всегда будут предпочтительнее ценностных убеждений, сформированных на основе страха наказания. В этом контексте авторитетный для мирового сообщества социолог П.А. Сорокина отмечал: «Сравнивая два типа обществ – одно, в котором не убивают, потому что боятся наказания (смертной казни), другое, в котором не убивают в силу недопустимости убийства, мы должны заключить, что социально-благожелательное поведение во втором обществе гораздо выше, поскольку в нем не убивают, потому что убийство по своей природе внушает отвращение, органически противное правовому сознанию его членов».
Читать подробнее…
Березутский Ю.В. Социальная активность молодежи региона: социологический анализ: монография / Ю.В. Березутский. – Хабаровск: Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС, 2019. – 177 с. |
НОВЫЕ СТАТЬИ НА ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛЕ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БЛОГ» — https://t.me/oibelozerov
Один ответ на “ЮРИЙ БЕРЕЗУТСКИЙ: НОРМАТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ”