ПАВЕЛ ТОЛСТОГУЗОВ: ЛЮДИ И ГВОЗДИ

«Жизнь гвоздей»

Предлагаю вашему вниманию рассказ профессора кафедры филологии и журналистики Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема Павла Толстогузова, написанный после посещения выставки Владимира Шехтера «Жизнь гвоздей», которая прошла 10 июня 2019 года в центре «МОСТ» Биробиджана. Скульптуры из гвоздей. Оригинально? Далее авторский текст.

«Век живи — век удивляйся. Вчера был на выставке художественно гнутых гвоздей. Автор Владимир Шехтер (Владимир Шехтер (Vladimir Shekhter). До этого такой вид искусства мне встречать не приходилось, хотя, как оказалось, он довольно распространен, пусть и не имеет пока собственного названия. Можно считать это загвоздкой, а можно махнуть рукой – мелкая пластика из гвоздей, и все. К гвоздям, особенно ржавым, я давно присматривался, но дальше присматривания дело не шло. А тут — целая выставка.

В Биробиджане я пока ничего подобного не видел. Знаю, что в автосервисе, что на повороте на хабаровскую трассу, есть мастер, который создает композиции из бренных останков двигателей. Сам купил у него однажды довольно тяжелого скорпиона — очень понравился. Почти не торговался, да и цена была смешная. Однако в сравнении с гвоздями и болтами это нечто другое. (Кстати, скульптуры из металлолома считаются каким-то очень боковым ответвлением стимпанка, довольно сложного явления в современном искусстве).

Гвозди представляют собой, на мой вкус, более выразительный материал, чем разные сложные железки, потому что дают чистый контур. Эскиз может добиться почти предельной выразительности, поскольку минимальные средства при умелом подходе говорят о главном с усилением смысловой тишины до предела ее звучания. Получается звенящая тишина. У гвоздя есть голова (шляпка) и хорошо изгибаемая линия стержня. Линия и точка — основной набор минималиста.

Так иногда работает мой любимый график Роза Строкова (Роза Строкова (Roza Strokova), достигая каких-то именно звенящих результатов. Гвоздь в искусстве трогательно соединяет в себе будничный образ привычной железки и материальность, истонченную до астральности. Часть композиций, представленных на выставке, позаимствована, что нисколько не умаляет ценности биробиджанского порыва. Благодаря этой выставке я переоткрыл для себя работы фотографа Влада Артазова (до этого натыкался случайно и почему-то забывал).

Если не в курсе — посмотрите, не пожалеете. Название «жизнь гвоздей» из того же источника. Я бы на месте Владимира Шехтера здесь слегка сымпровизировал: жизнь и мнения гвоздей в отсутствие молотка и гвоздодёра. (Впрочем, Владимир Ильич, судя по некоторым признакам, почувствовал себя аватаром Артазова, и вмешиваться в эту ситуацию, т.е. вставать между человеком и его аватаром, себе дороже ).

Во всем этом есть правильная, гуманистическая антитеза к тихоновской строчке «гвозди бы делать из этих людей» — образ бы сделать из этих гвоздей. Все равно ведь гвоздь из человека не получится, а очеловечить гвоздь — не такое уж странное дело, как выясняется».

Фотография и текст со страницы Павла Толстогузова.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Gravatar
Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s