![](https://oibelozerov.files.wordpress.com/2019/04/seasonal-pop-up-store.png)
Данная заметка представляет собой интервью с экс-главой Корсаковского сельского поселения Вячеславом Брилевым, который любезно согласился ответить на несколько вопросов для сайта «Дальневосточный блог». Поехали.
ВОПРОС №1. Почему так много было желающих на освободившееся место главы Хабаровского муниципального района? ОТВЕТ. Ну, да. Когда избирался Денис Удод, кандидатов было меньше. Думаю, это связано с приходом Сергея Фургала к власти. Появились шансы на демократические выборы. Появилась возможность побороться, показать свои преимущества. Когда шел Денис Удод, все понимали, что его ведет Вячеслав Шпорт и он вне конкуренции. Хотя, откровенно говоря, на тот момент Удода никто особо не знал. Еще отчаянные какие-то там подавали. Чурсин вышел во второй тур. Первоначально его дернули с министерства строительства в район, чтобы сделать главой, но потом у него произошел конфликт с кем-то из высших чинов, поэтому планы резко поменялись. В последних выборах многие первоначально делали ставку на Егора Калинина, но потом был скандал, связанный с попыткой подкупа членов конкурсной комиссии. До сих пор не пойму, как такой грамотный руководитель, как Дмитрий Левин (директор Корфовского каменного карьера), допустил столь серьезную оплошность. Человек он очень серьезный. Абсолютно непонятно. С другой стороны, каким бы руководителем был Егор Калинин – тоже вопрос?! Человек занимался молодежью, в хозяйственной деятельности опыта не имел.
ВОПРОС №2. Что можно сказать о финансировании поселений? ОТВЕТ. Для меня это больная тема. Жители под конец моего срока работы главой называли меня «Господиннетденегвбюджете». Я на самом деле замучился объяснять им из каких источников формируется бюджет и отделывался короткой фразой. Качество жизни в поселениях значительно просело после изменения федерального законодательства по налогообложению, связанного с уменьшением с 10% до 2% доли НДФЛ, которая оставалась в поселениях. Почему это произошло никто так и не понял. НДФЛ, кстати, налог, который собирается лучше всего. Деньги были перенаправлены в район, чтобы тот потом их перераспределял, но, на мой взгляд, поселения от этого решения проиграли.
Крупной статьей дохода поселения было 50% отчислений за аренду земли. Все это ушло в район. То есть земля поселений, а деньги район получает. Район же выделяет деньги тем, кому считает нужным. Многое, конечно, делается при помощи предпринимателей. Если глава нацелен на конструктивную работу с ними, ряд вопросов можно успешно решать. Серьезный удар пришелся по поселению при наводнении 2013 года, которое потрясло ряд субъектов. Помощи особо не было. Я сам все находил: и грузовики, и сланец. Две дороги сделал. Владимир Алешко два раза появился. Олега Чурсина вообще не было. Край не дал ни одной машины. А у меня было самое затопленное поселение. В крае знали о наших проблемах. В свое время я пробивался к Марценко, пробивался к Шпорту, чтобы рассказать, какие проблемы у «Корсачки», в том числе с районом, никто меня слушать не захотел. К Удоду тоже было не пробиться. Подумайте, нормальная ситуация, когда глава поселения не может позвонить главе района, а на прием нужно записываться? С Владимиром Алешко, например, отношения были сложными, но у меня был его сотовый телефон и всегда можно было позвонить по любому острому вопросу. Какой след оставил после себя Денис Удод? Можете назвать его серьезные заслуги? Вот и я не могу. Переоборудовал себе кабинет со 2 этажа на 4 – это что, достижение? Сделал новые входные двери в администрации, дальше то что? Зато при нем на Бычихе санаторий обанкротился, про сельскохозяйственные предприятия и вспоминать не хочется. Нужно было заниматься не политикой и само пиаром, а своими непосредственными обязанностями. Он же хотел убрать всех «не своих» глав.
ВОПРОС №3. Какие перспективы проведения мусорной реформы в крае? ОТВЕТ. Вы себе представляете, какой это огромный объем работы? Говорил об этом еще 2 года назад. Подсчитать имеющиеся контейнеры, поставить дополнительные, организовать уборку этих мест – одна часть проблемы. Нужно заключить с каждым жителем частного сектора договор, с каждым… Сразу ли люди втянутся в этот процесс? Сомневаюсь. Все привыкли часть мусора сжигать, что незаконно, часть закапывать. Некоторые жители вообще не заморачиваются, а вываливают мусор куда-нибудь в лесок и все дела. Когда село рядом с городом, когда много дачников, как в Корсаково, желающих намусорить хватает. Чуть что не так, штрафуют кого? Главу поселения. Хотя, если разобраться, как глава может контролировать всю территорию поселения. У него нет на это ресурсов и полномочий. Меня беспокоит другое. Почему все наши свалки оказались в частных руках? Насколько это правильно? В Хабаровском районе одна свалка на Ильинке, естественно, они ведут себя как монополисты и не собираются заниматься мусоропереработкой. Район повлиять на ситуацию не может. В некоторых странах свалки организованы таким образом, что за отдельные категории мусора ты платишь, а за другие – тебе платят деньги. Частники этим не хотят заниматься. Они работают только на свой карман. Законодательство у нас в стране негибкое. Прокуратура работает строго по букве закона. А внести изменения в него невозможно. Все предложения уходят наверх и там благополучно тонут.
ВОПРОС №4. Получается, у поселения забрали часть денег, но забрали ведь и какие-то полномочия? ОТВЕТ. Забрали, но не те, которые являются самыми проблемными. Содержание дорог не забрали? Нет. Может ли поселение вытянуть ремонт всех дорог? А первичная пожарная безопасность? Корсаковское поселение 100 кв. км. Представьте себе площадь большого поселения, соседствующего с лесом, и подумайте, как сделать вокруг него противопожарную полосу? А как обеспечить противопожарную безопасность того же Дома культуры? Вот что нужно забирать! В Хабаровске, кстати, две основные конторы по противопожарным пропиткам и всем этим делам. И ценник они лупят такой, что поневоле думаешь, а может выгоднее штраф заплатить?! Главы стали козлами отпущения по всем вопросам. Любой пожарный сходу находит кучу нарушений и выписывает штраф. Так что, повторю еще раз, от перераспределения денежных средств и полномочий поселения проиграли. Зачем забрали у поселений полномочия по архитектуре, по земле, если они справлялись с ними? Сейчас один архитектор на весь район, которому тяжело справиться с возросшим объемом работы. Потому что 27 поселений в районе. Раньше работала архитектором Валерия Гришина, она была старой школы и профессионалом своего дела, сидела в своем кресле еще с Черного. Гришина хорошо знала территорию и законодательство. Это был человек-энциклопедия, имеющий собственное мнение. Однако, насколько мне известно, Удод ее тоже выгнал. Причиной могло стать расхождение мнений в организации места сброса нефтяных отходов за Некрасовкой. Место, которое указала Гришина, показалось главе района очень далеко расположенным, поэтому Удод указал на другой участок земли прямо рядом с Некрасовкой. Туда сейчас и выбрасывают, что явно не по душе жителям и главе Некрасовки. Глава начал с этим бороться, на него пошло давление и в данный момент он сидит в СИЗО. Считаю, что это могло произойти из-за его отстаивания интересов жителей, а не из-за того, что ему инкриминируют. Повод вызывает недоумение, как и в последнем случае с Виктором Ишаевым, думаю, он просто «притянут за уши». На свалке нефтяных отходов замешаны очень большие деньги.
ВОПРОС №5. Почему в Хабаровском крае развалилось большинство совхозов? ОТВЕТ. Давайте вспомним, например, почему распался Краснореченский совхоз, директором которого был на тот момент Юрий Чичик. Думаю, там были не объективные обстоятельства. Виктор Ишаев выделял большие дотации на развитие совхоза, что создавало ему конкурентные преимущества и позволяло развиваться. После конфликта Ишаева и Чичика совхоз лишился дотаций, плюс добавилось еще одно обстоятельство. В лихие 90-е годы по стране курсировала бригада, которая занималась целенаправленным разваливанием совхозов. Доехали они и до Дальнего Востока. И до сих пор никто не понес ответственности за это. Да, земли раздали, поделили на паи. Паи, как ваучеры, распродали за бутылку водки. Кто-то их скупил и самые хорошие куски земли оказались в частных руках. А куда техника вся делась? Совхоз гремел на всю страну. А куда делась вся живность и огромное количество сооружений? Администрации досталось одно здание и пара гаражей, которые, почему-то, оказались в ведении района. Остальное все просто разграбили. Можно вспомнить еще и военный совхоз в Корсаковском поселении, который сами военные и развалили. Речь идет о ФГУСП «Рощино» Минобороны России, которое потом передалось как-то ОАО «Поляное», с руководством в Амурской области. ОАО «Поляное» продало все ОАО «Троицкое», которое принадлежало администрации Приморского края. Я Вячеславу Ивановичу задавал вопрос по этому поводу на одном из заседаний. Подумайте сами, как может земля Хабаровского края оказаться в ведении Приморского края? Знаете, что он ответил? Сказал, мы в курсе ситуации. Думаем сейчас, как ее выкупить за 50 млн. руб. Вот уровень управления субъектом.
ВОПРОС №6. Что можно сказать про сегодняшний день Хабаровского муниципального района? ОТВЕТ. Я отошел от дел, но, насколько понимаю, жизнь там не сахар. Часть полномочий поселений, как я уже говорил, была передана району. Оставили, понятное дело, самые сложно реализуемые. Возможности их выполнить нет, это провоцирует рост социальной напряженности и недоверие к власти. Возвращаясь к вопросу, еще раз подчеркну, что полномочия, которыми наделены поселения, не обеспечены налоговой базой. Это главная проблема. Кроме того, на мой взгляд, районные администрации – лишнее звено. Нужно либо убрать районные администрации, либо поселковые. Так получается непонятная конкуренция и хаос. Местное сообщество вполне в состоянии решать на что тратить деньги. Что сделать в первую очередь, что во вторую. Главное, чтобы эти деньги были.
ВОПРОС №7. Какое Ваше отношение к партии «Единая Россия» и ее региональному отделению в Хабаровском крае? ОТВЕТ. Не хотелось бы углубляться в политические дебри. Скажу так, мой конфликт или противостояние с данной партией, если так можно выразиться, начался достаточно давно. Считаю, что развал многих отраслей в Хабаровском крае обусловлен именно пассивностью и бездействием правящей партии. Впрочем, в ряде моментов можно усмотреть и признаки умышленных действий.
ВОПРОС №8. Ваше отношение к губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу? ОТВЕТ. Не могу сказать, что я в безоговорочном восторге от всех шагов, которые предпринимаются в данный момент Правительством Хабаровского края. В крае очень много чиновников, которые ни за что не отвечают. Четко выстроенной вертикали нет, хотя все время и пытаются ее выстроить. Считаю, губернатору нужно спуститься на уровень поселений и вникнуть в их проблемы, в настоящий момент вышестоящая власть на каждом уровне управления делает все, чтобы облегчить свою собственную жизнь, далеко не всегда думая о гражданах. Возвращаясь к Сергею Фургалу хотелось бы сказать, что время его работы губернатором недостаточно велико для того, чтобы можно было вынести какое-то окончательное мнение о качестве его руководства. Человек он определенно порядочный и требовательный. Если не повторит ошибок Вячеслава Шпорта, не окружит себя вечно во всем поддакивающими людьми, вполне сможет довести до конца начатые преобразования. Во всяком случае, искренне желаю, чтобы у него все получилось.