ПЕРЕКРЕСТКИ СУДЬБЫ

Хотим мы это признать или нет, но в своей жизни почти каждую секунду нам приходится принимать ряд разнообразных решений, которые могут вполне быть сведены к бинарной логике: да и нет. Студент, проснувшийся утром в понедельник, с болью в голове вспоминая ночной клуб, принимает решение: встать/не встать, пойти в институт/не пойти и т.д. Сотрудник ДПС, остановивший нарушителя в безлюдном месте, в ответ на предложение последнего «договориться по хорошему», тоже думает: взять/не взять. Мальчуган, увидевший на улице валяющийся кошелек, тоже задумывается: поднять/не поднять. Примеры можно приводить бесконечно долго.

2093

Получается, в каждый момент времени мы гипотетически находимся на перекрестке судьбы. Перекресток, в привычном нам смысле, разумеется, для того и создан, чтобы направлять движение транспортных средств по различным направлениям. Нет уверенности, что однажды свернув не в том направлении, в котором это нужно было сделать, мы попадем в то место, куда должны были попасть. Впрочем, область это достаточно тонкая, да и не претендую я на учителя жизни, сам не без греха. Просто предлагаю признать очевидный факт, что двигаясь на автомобиле в одном направлении и повернув не туда, куда нужно, нам, как минимум, придется развернуться, чтобы доехать до этого же перекрестка. А может быть так происходит и в жизни? Принимая неправильные решения, мы начинаем «двигаться не в том направлении», теряем время, а то и вообще можем заблудиться и никогда не найти обратной или объездной дороги. А что считать вообще правильным направлением? Как ни странно, большинство из нас знает ответ на этот вопрос. Все знают, что нельзя пропускать занятия, нельзя давать взятки, нельзя брать чужого и т.д. Странно, не правда ли? Знаем как нужно, а делаем по-своему. «Разруха не в клозетах, разруха в головах».

Получается, ничего мы нового, естественно, не придумали, а только продублировали набившую оскомину мысль – нужно заниматься воспитанием детей, формировать «здоровые» ценности. Нет, конечно, для того, чтобы человека «направлять» туда куда нужно, есть еще законодательство, которое запрещает, например, однополые браки. Которое устанавливает ответственность за противоправные действия, да и дает, собственно, их перечень. Получается, разнообразные кодексы, федеральные законы, правила внутреннего распорядка, инструкции — это тоже «светофоры» и «знаки дорожного движения» нашей непростой жизни на перекрестках судьбы?! Они, безусловно, нужны. Но, согласитесь, идеальный вариант безаварийной езды – это соблюдение правил дорожного движения каждым участником. Причем, не из-за страха наказания, а из-за внутренней культуры водителя.

Кто-нибудь вообще считал, что выгоднее государству: поставить на каждом перекрестке по видеокамере и полицейскому с дубинкой или научить детей с детского сада быть порядочными, законопослушными, патриотично настроенными гражданами? Боремся со следствием, а про причину вспоминаем лишь время от времени? Так может быть от этого буксуют наши многочисленные реформы? Жан Жак Руссо — известный французский писатель, мыслитель, композитор (1712-1778 гг.), выразился на этот счет следующим образом: «Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.» Об этом же писал и наш соотечественник Николай Пирогов в своей концепции «общечеловеческого образования».

Многие осуждают власть, но сами, будучи однажды наделенными властными полномочиями, включаются с азартом в увлекательную игру личного обогащения. «Убивший дракона сам в него превращается!». Порочный замкнутый круг. Может быть поэтому так много регулярно говорится о том, что необходимо уделять как можно больше внимания «воспитанию и образованию молодого поколения, укреплению моральных основ общества». Но готовы ли к этому сами люди? Разделяют ли они эти цели? Или твердо верят, что хорошо жить можно и в безнравственном обществе? В не столь далеком прошлом нравственным воспитанием занималась религия. При Советской власти коммунистическая идеология пыталась прививать нравственность. Сейчас эта ниша свободна. Может поэтому так и живем?

В своем ежегодном послании еще в 2012 году президент Владимир Путин озвучил Федеральному Собранию следующее мнение на этот счет: «На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребёнка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И всё это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше – создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности да и целостности России». Мнение красивое, глубину его реализации можете оценить сами.

Полагаю, только после грамотно выстроенной системы воспитания подрастающего поколения можно ждать каких-бы то ни было благоприятных перемен, а до того момента, мы все время будем «поворачивать не в том направлении». А может быть мы просто боимся? Боимся принять правильное решение — свернуть в нужном направлении, потому что слишком высока планка, потому что наше «Я» мы ставим во главу угла, потому что проще выбрать дорогу поуже и жизнь поспокойнее.

Сказали мне, что эта дорога
Меня приведёт к океану смерти,
И я с полпути повернула вспять.
С тех пор все тянутся предо мною
Кривые, глухие окольные тропы…

Акико Ёсано


8 thoughts on “ПЕРЕКРЕСТКИ СУДЬБЫ

  1. В данной статье автор правильно ставит вопрос о воспитании подрастающего поколения! Ведь это наше будущее, будущее нашей страны. И становится понятна та боль, с которой автор говорит о дальнейшей судьбе наших наследников, куда, в какую сторону они свернут, какую дорогу выберут. Автор правильно говорит что жизнь полна соблазнов. Ведь зачастую бывает что решение принимается спонтанно, ведь обдумыванию и алгоритму принятия решения никто и нигде не учит. В своей статье автор пишет о нравственном воспитании подрастающего поколения, прекрасно понимая что от этого многое зависит. Зависит благополучие и благосостояние наших наследников. Он говорит что эта ниша нравственного воспитания на государственном уровне свободна, что это воспитание отдано на откуп семье. А если семья «неблагополучная», что в нынешнее время не редкость, а скорее распространенность? Что же мы в итоге получим? Да что там! Уже получаем! Частенько стали проскакивать сообщения о всякого рода проявлениях жестокости среди молодёжи. Вот совсем недавно печально окончившееся дело «хабаровских живодёрок» И никакие призывы к толерантности и гуманности ничего не изменят. Ведь призывы остаются только призывами. Наверно всё-таки необходимо на самом высоком уровне задуматься о тех вопросах, которые поднимает в своей статье автор. Ведь это классика: Государство не желающее вкладывать в воспитание подрастающего поколения ОБРЕЧЕНО! Упование на РПЦ также не даст больших успехов, хотя часть каких то проблем позволит решить. Мне думается что всё-таки должна быть государственная идеология и государственная нравственность. Нельзя думать что патриоты вырастут как грибы, надо только хорошенько удобрить почву. Этим надо заниматься на самом высоком уровне системно и с особым тщанием, вкладывая немалые денежные средства. Так что есть над чем задуматься господам чиновникам высокого ранга и нашим господам депутатам. Может есть необходимость создать соответствующее министерство, ведь существующие Минобр РФ и Минкульт РФ не справляются. Ну а про выбор пути, туда или не туда свернуть, об этом должен задуматься каждый. Ведь не зря говорится: «Каждый принимает и понимает ……в меру своей распущенности и воспитанности» Данное выражение, как мне кажется, ещё раз подчеркивает всю важность воспитательного процесса! Как и то, что им должны заниматься профессионалы!!! Возьмем еще не совсем забытый случай, когда молодой человек расстрелял в приёмной УФСБ по Хабаровскому краю ни в чём неповинных людей. Он что это сделал по зову сердца? Или может быть у него были какие то трения с этими людьми? Совершенно нет!!! Этот вопиющий факт ещё раз доказывает, что при отсутствии идеологического и нравственного государственного воспитания другие «структуры» этим успешно будут пользоваться, подбивая молодёжь на подобные «подвиги». И ещё можно привести исторический пример: Гитлер придя к власти первым делом воспользовался идеологическим государственным воспитанием и в короткие сроки сумел подчинить себе всю Германию! Неужели история ничему не учит? Сомнительно! Если только в погоне за «золотым» тельцом все остальные приоритеты утеряны! А это уже заставляет задуматься о том «А тем ли капитанам мы доверили штурвал?»

    Нравится

  2. Трудно принимать правильные решения на перекрестках судьбы, но надо стараться поступать по-совести.

    Нравится

  3. Автор показывает идеалистическую позицию восприятия мира. Вывод, который можно сделать из статьи — воспитывайте граждан с детства и таким образом мы получим благополучное общество. В плохом воспитании видит автор причины наших проблем. Но в статье не учитываются доказанные временем постулаты исторического материализма. Карл Маркс сформировал понимание истории «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». И эта формула проверяется жизнью. Трудно воспитать джихадиста в монастыре и наоборот монаха в радикальном движении. Посмотрим на нашу недавнюю историю. В 90-е многие парни хотели в братву, а достаточное количество девушек мечтали пополнить ряды «женщин с пониженной социальной ответственностью». В нулевые уже многие пытаются пополнить армию чиновниками и понятно почему. В настоящее время уже очень даже котируются «очкарики», которым ещё двадцать лет назад было трудно пройти по улицам. Меняется общество, меняются и его приоритеты. Отсюда вывод в первую очередь надо определиться с моделью общества, выстраивать его и в соответствии с этим можно будет воспитывать достойных этому обществу граждан, с большими или меньшими свободами. Но не как наоборот. А вот с общественной моделью у нас самая большая проблема, если не сказать беда. Мы поострили и теперь шлифуем олигархический капитализм, одна из самых не привлекательных общественных формаций. Приведу такой пример. Есть не самый плохой олигарх Галицкий и его бренд «Магнит». Начну с хорошего. Поднялся сам, можно сказать с нуля и не на использовании наших природных богатств. Выстроил крупнейшую сеть в стране, порядка 12 тысяч магазинов. Даёт работу 300 тысяч человек. Деньги, который заработал тратит не только на себя, но и на спорт, в частности создал профессиональный футбольный клуб «Краснодар», построил для народа стадион, круто развивает детский и юношеский футбол. А теперь негатив. В настоявшее время он открывает один магазин в день, везде где только это возможно. Соответственно лишает огромное количество мелких предпринимателей бизнеса, ну какая может быть конкуренция у одиночного магазина с сетью олигарха. Соответственно мелкий бизнес, про который так часто сейчас говорят, теряет надежды, инициативу и перспективы. Да даёт работу 300 тысячам человек, но большинство работников не довольны своими заработными платами, условиями труда и установленными нормами выработки. Разговор короткий не хочешь выметайся, найдётся другой желающий на твоё место. Это жёсткая форма эксплуатации одного человека сотен тысяч трудящихся. Жисть не справедливая штука, но не до такой же степени. Почему сотни тысяч трудящихся должны батрачить на одного хозяина, не имея элементарных перспектив в жизни? И повторюсь это не самый худший олигарх и не частный пример, а естественная особенность олигархического капитализма. При таком общественном строе небольшая группа семей, не больше ста, владеет более половиной богатств всей огромной страны. И тенденция такова, что крупные состояния будут только увеличиваться, а соответственно будут концентрироваться в нескольких руках капиталы и власть. А теперь к воспитанию. Кого будем воспитывать, какие качества развивать? Кто нужен такому общественному строю? В первую очередь нужны послушные и подконтрольные трудяги. А где же свобода упоминаемая в цитате Жан Жака Руссо???

    Нравится

    1. Спасибо, глубоко копнули. Со многим согласен. Только не «показывает», а «использует» идеалистическую картину мира. 😉 Чтобы выделить какую-то существенную часть без абстрагирования не обойтись…

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Gravatar
Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s