ПОМОЩЬ БЛИЖНЕМУ: ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ

Отдаю себе отчет, что данная тема весьма неоднозначна. В социальных сетях, как определенном срезе общества, можно найти много точек зрения на этот счет, порой, диаметрально противоположных. Появилось желание рассмотреть этот вопрос с позиции религии и эзотерики. Итак, для начала небольшая история. Был я как-то в городе Йошкар-Ола в командировке. Проходя мимо одного из храмов ко мне обратилась женщина с просьбой помочь материально. Вообще, думаю, многие замечали большое количество нищих возле православных храмов. Опять же, в рамках небольшого отклонения от темы, небольшая информация к размышлению, в поселке Николаевка, где уже почти два года как мы проживаем, возле храма мы не видели ни одного человека просящего милостыню. Может это потому, что все люди друг друга знают?

pic_1364561840

Возвращаясь к просьбе. Я спросил, можно ли ей купить что-нибудь, например, хлеба. Она, с некоторым вызовом в голосе, сказала, что да. Когда я развернулся и пошел в сторону ближайшего ларька, услышал вслед ее слова – «мне белого». Конечно, я купил ей хлеба (белого), но на что обратил внимание в данной ситуации. На то, что если человек думает, какого цвета хлеб ему есть, назвать его умирающим от голода весьма сложно.

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Итак, с одной стороны Православие учит, что помогать нужно всем и всегда — «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), т.к. каждый будет держать ответ перед Творцом самостоятельно и ответит за все свои прегрешения: кто-то за то, что не дал, кто-то за то, что попросил без нужды. «Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь». Т.е. не нужно смотреть на внешний достаток просящего. Размер же помощи каждый определяет самостоятельно. Отдать нужно столько, сколько не жалко. С другой стороны, Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит». Также известны слова святителя Василия Великого: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою».  И последний очень важный нюанс. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Другими словами, «делай добро и бросай его в воду». Милостыня и помощь ближнему не предполагает отдачи и благодарности. Помог и забыл. Как говорил Преподобный Авва Дорофей «Христос приходит к нам в образе человека; что сделаешь для человека — то сделаешь для Христа». Точка зрения Православия понятна и в дальнейших комментариях не нуждается.

Что говорит по данному вопросу эзотерика. Буду отталкиваться от взглядов двух авторов: Сергей Лазарев и Вадим Зеланд. Не стоит считать их слишком отличающимися по взглядам. На самом деле, что у Лазарева «зацепленность», то у Зеланда «избыточный потенциал важности». Все они в конечном счете говорят об одном и том же. С позиций эзотерики человек попавший в трудную ситуацию сам в этом виноват. Таким образом высшие силы пытаются его образумить и направить на путь истинный. «Болезнь не дает человеку грешить». Помогая этому человеку мы препятствуем реализации этого «оздоровительного» процесса, тем самым совершая агрессию против Вселенной. С данной позиции можно сказать, что человек который ставит своей целью безусловную помощь всем и вся долго не живет. С другой стороны, если мы каким-то образом оказались возле нуждающегося, значит сами имеем внутри схожие проблемы, т.к. на «тонком плане», по мнению Сергея Лазарева, человечество представляет собой одно целое. Часто попадающиеся нищие могут указывать на Вашу скрытую гордыню – внутри Вы презираете просящих, считая их лентяями и иждивенцами (что часто, впрочем, и бывает на самом деле). Таким образом, помогая, мы преодолеваем свои «зацепленности», говоря терминологией Сергея Лазарева, и можем стать лучше. Еще и вселенную спасаем от разрушения. Единственный важный вопрос – это объем помощи. Помогать нужно так, чтобы не развращать душу человека, а подталкивать ее к развитию, чтобы человек мог выкарабкаться из той ситуации, в которую сам себя загнал. Интересная мысль? Помощь должна подталкивать людей к действию. «Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку». В противном случае можно перетянуть его проблемы на себя и своих близких. Как в сообщающихся сосудах. Вадим Зеланд пишет – «Нужно помогать тем, кто нуждается в вашей помощи. Но делать это нужно отстраненно, не проникаясь чувствами и не мучая себя переживаниями. Ваши чувства могут только повредить. И потом, помощь следует оказывать только тем, кто просит об этом». Еще одно его интересное высказывание – «Если у вас внезапно проснулось сочувствие к конкретной бедной больной старушке – это сострадание. Но если не можете пройти спокойно, без внутренних терзаний, мимо любого нищего, значит, не сострадание это вовсе, а чувство обязанности». Вадим Зеланд подводит людей к ощущению внутренней свободы – «…когда вы свободны, можете себе позволить сочувствовать и сопереживать.». Помощь с его позиции – это не обязанность, а право. Помогая, очень важно не создавать «избыточный потенциал важности», который, говоря языком его терминологии, всегда «гасится ветром равновесных сил». Другими словами, помогать нужно в меру. В противном случае вступает в действие пословица «Не делай добра, не пожнешь зла». Думаю, взгляд эзотерики на помощь ближнему я так же раскрыл. Кроме того, полагаю, стало вполне ясно, что эзотерика, по большому счету, представляет собой вольный пересказ отдельных моментов … Библии. В интерпретации авторов, разумеется.

В качестве выводов хотелось бы сказать следующее. Чаще всего, когда у нас просят милостыню, мы просто не хотим заморачиваться, что конкретно нужно просящему: покушать или напиться (и я говорю не про воду). Проще дать денег и пойти дальше своей дорогой. Наверное, это не совсем верно. У человека нужно выяснить, что он конкретно хочет. Затем можно предложить свою посильную помощь (далеко не всегда материальную) в том объеме, который не будет слишком обременителен. Например, можно предложить купить ему еды или просто хлеба. Вы сильно удивитесь, увидев, что многим нищим такой вариант не очень понравится? Вот и ответ на вопрос совести: помогать или не помогать. Помогать, но так, как Вы считаете нужным, чтобы не развращать человека, а подталкивать его к развитию. В этом смысле помощь можно рассматривать как стимул и возможность. Кусок хлеба не решит всех его проблем, но даст ему возможность не умереть с голоду и изыскать таки в себе силы, чтобы выйти из кризиса. Ну и не следует ждать отдачи – помог и забыл. А если предложенная Вами помощь не устраивает, то не так она и требовалась. Нищенство в больших городах давно превратилось в прибыльный бизнес, поэтому давайте учиться различать «истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности», чтобы помогать тем, кому это действительно нужно.

P.S. По традиции приведу лучшие комментарии к заметке из социальной сети FACEBOOK.

Ирина Карасева да, нищенство давно стало бизнесом. В этом смысле подать алкашу у храма гораздо приятнее, чем попрошайкам в метро или прочим. Он никогда не скажет: а что так мало? он рад любой копейке и тратит ее на то, чтобы реально выжить, а не нажиться. А самое страшное подавать мадоннам с младенцами. И еще людям с животными. Называйте как хотите — грехом по православному или порчей кармы. Суть не меняется. Вы участник убийства живого существа, и эта кровь вам отольется обязательно. Очень много сталкивалась с тем, что люди реально не нищие, а просто пытаются достигнуть определенной планки потребительства. Что делает человек, который жил хорошо, но попал в полосу, когда стал жить плохо? Вот я сейчас попала — я сокращаю расходы. Максимально. Избавляюсь от всего, без чего можно обойтись. С чем я сталкиваюсь у людей? У него дорогая машина — он просит денег на ее содержание)))) ему не приходит в голову продать и купить подешевле, которая столько бабок жрать не будет. Или вообще пересесть на общественный транспорт до лучших времен. Нет. Он лучше будет клянчить — на бензин, на сервис))). Кстати, я сталкивалась еще с тем, что даешь нищему 50 руб — а он тебе говорит: это что ты мне дала? что на это можно купить?)))))

Наталья Банникова Нужно много раз подумать, прежде чем подавать… и кому. В большинстве своём, людей используют для заработка совсем другие. Нынче это целая мафия…

Николай Филатенков Мне думается, что для того, чтобы научиться понимать и различать истинного нищего, от «подставного», надо самому подающему, хотя бы раз побывать в положении просящего. Согласен, что многие на «выпрашивании» делают бизнес. Но это далеко не те, кто сам просит, а те, кто посылает их на паперть… И потом, надо различать просящих, и зарабатывающих себе средства на существование. Мне, например понятны люди, поющие в переходах, читающие стихи… Как-то разговорился с мальчишкой, играющим на улице на аккордеоне (кстати хорошо играющим)… Это его профессия, нужны деньги. По другому он не может их заработать, и естественно, «работает на себя, а не на сутенера. Ему я дам, сколько смогу… При этом получу двойное удовольствие. И музыку послушаю, и доброе дело сделаю… Другой случай… Старушка, покупающая пельмени в магазине. Она не просит милостыню, но считает копейки, и покупает пельмени не килограммами, поштучно 10-12 штук (бывает и такое). В данном случае, она уж точно не лукавит. Поэтому никогда не жалко, добавить ей копеек хотя бы до полной упаковки. Я от этого не обеднею, но хоть кому-то сделаю приятно…

Ирина Тихонова Да настоящего нищего никто не пустит на «место», это же трест, там за кадрами следят строго. Я перестала давать теткам с детьми, алкашам, хоть он инвалид. Пока подаю только настоящим незрячим, один такой местный, прекрасно поёт.

Саша Повалишин Несколько лет тому назад у соседнего магазина стал встречать бабушку «с протянутой рукой». В каких-то «отрепьях».
Стал иногда давать по сто рублей.
Однажды дал 50 (ну не было сторублёвой купюры) — КАК НА МЕНЯ ПОСМОТРЕЛИ…
А ещё хуже, когда предложил купить немного продуктов (наличных не было, только «карточка).
Купил. На сумму, гораздо большую «стольника».
Понял, что сделал это зря.
Полиэтиленовый пакет с продуктами у меня взяли крайне неохотно.
С обидой.

Гузель Байбурина Меня пугают попрошайки, которые стоят посередине дороги. Если их нечаянно собьют, кто будет виноват ? Водитель. Много месяцев видела цыганку с ребёнком, которая ходила мимо машин у перекрёстка, а там такой неудобный подъём, нехорошее место для автолюбителей. Через какое-то время увидела «скорую». Не знаю, чем дело закончилось. .. На прошлой неделе на оживлённой дороге, опять же рядом с перекрёстком, увидела парня на костылях, который лавировал между машинами. Позвонила в полицию, попросила убрать его от греха подальше.

Надежда Низовцева Стоял мужчина. Пожилой, в пальто и шляпе, опрятный, интеллигентного вида. Дали ему стольник, он был так благодарен, как-будто ему букет преподнесли, а мне дышать трудно, вспоминая о нем: вот до чего довели человека. 

*      *      *

Подписывайтесь на получение новых материалов сайта по почте, чтобы быть в курсе всех новых публикаций.

По данной ссылке можно увидеть полный список статей моего сайта. Список разбит по тематической направленности, что делает его удобным для просмотра.

Можно следить за новостями и в социальных сетях:

INSTAGRAM https://www.instagram.com/oibelozerov

FACEBOOK https://www.facebook.com/oibelozerov

Уважаемый читатель, получаю много писем, что не всегда СМИ готовы выносить в информационное поле интересующие Вас проблемы. Готов разместить на своем сайте Ваш материал, содержащий конструктивные и  аргументированные предложения, как сделать нашу жизнь лучше. Объем не более 2 стр., Times New Roman 14, одинарный интервал. В тексте может быть ссылка на Ваш сайт или профиль в социальных сетях. Моя электронная почта — oibelozerov@gmail.com.

ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ САЙТА:

Л.И. БРЕЖНЕВ ОБ УРОКАХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

АНАЛИЗ СТАТЬИ ВЯЧЕСЛАВА КУШНАРЕВА «ГУБЕРНАТОРЫ: ПЕРЕЗАГРУЗКА И АПГРЕЙД»

АНАЛИЗ СТАТЬИ ИРИНЫ ПРОХОРОВОЙ «МЫ НЕ ХОТИМ ВИДЕТЬ КОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫ»

 


2 ответ. на "ПОМОЩЬ БЛИЖНЕМУ: ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ"

  1. Проблема нищих, думаю, вовсе не проблема. Прьблема-наше к этому отношение. Лично я каждый четверг перечисляю подьемную для себя сумму детям на лечение. Адресно. А стоЯщие, ползающие, клянчащие- это паразиты. Мне ведь не дают ничего ПРОСТО ТАК? Верно? А чем мы, люди, отличаемся друг от друга? Все нужно заработать. Столько вакансий!!!

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s