ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО В ИСКУССТВЕ

Последние несколько дней в социальной сети FACEBOOK разгорелись нешуточные страсти по поводу фильма «Матильда», которому Министерство культуры Российской Федерации все-таки выдало прокатное удостоверение. Прошелся ряд «доброжелателей» и по депутату Государственной думы Наталье Поклонской, которая активно противодействовала этому процессу.

Самое грустное для меня во всем этом, что, как оказывается, среди моих друзей по социальной сети есть люди, которые уверены, что «…снимать можно все что угодно. Это, как бы не звучало, искусство и творчество. А у нас вроде как свобода и того и другого».

поклонская

Лично я уверен, что даже опираясь на обычную житейскую общепринятую логику, всем нам понятно, что никто не хотел бы увидеть фильм с пикантными подробностями, например, про свою маму или жену, которая до брака (или во время его) имела отношения с другими мужчинами определенного свойства. Или про папу. И тот факт, что фильм художественный, уверен, будет являться весьма слабым утешением.

Ведь, действительно, как пишет Федор Безручко в своих комментариях «мы все люди, мы ищем, ошибаемся, совершаем светлое и темное, делаем обдуманное и импульсивное, следуем за разумом, а иногда за чувствами». Да, мы все совершаем ошибки. Поэтому очевидно, что есть темы, которые нельзя трогать. И то, что режиссер Алексей Учитель это сделал, уже говорит о многом. И не в его пользу, с какой стороны не посмотреть.

Приведу еще три мнения. Aleksey Romanov высказал такой взгляд на ситуацию: «А что Николай Второй — фактически разваливший российскую империю — такая уж гордость нашей истории?». Vanda Tilles написала, что «…наши потомки должны гордиться днем сегодняшним, а не Николаем 2 – кровавым». Ковалевская Юлия считает, что «Есть границы дозволенного в жизни.

И запрет кино, поставленного режиссером, имеющим хорошую репутацию, никогда не снимающего порнографию или какой-нибудь трэш — выходит за рамки законного и дозволенного. Николай 2 стал святым после смерти. При жизни он был обычным человеком, его связь с Матильдой — исторический факт, нравы императорской фамилии были таковы, что этим фактом он скорее гордился, чем стыдился его.

И Николай 2 — никому из нас не мама и не папа. Верующие должны стыдиться его дружбы с Распутиным, явным еретиком и изувером, а не увлечения Ксешинской. Характерно, что болтают о какой-то ерунде, а не о серьезных вещах. Почему случилась революция в быстро развивающейся стране? Почему никто в стране и мире не спас эту царскую семью? Вот о чем нужно думать, а не брызгать слюной на банальный костюмированный фильм, каких миллионы».

Ответы на эти вопросы могут дать выдержки из книги юриста Б.Л. Бразоля «Царствование Императора Николая II в цифрах и фактах». «Царствование Николая II — самый динамичный период в росте численности русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века население России увеличилось на 62 млн. человек. Быстрыми темпами росла экономика. За 1885-1913 гг. промышленная продукция выросла в пять раз, превысив темпы роста наиболее развитых стран мира.

Была построена Великая Сибирская магистраль, кроме того ежегодно строилось 2 тыс. км. железных дорог. Народный доход России, по самым преуменьшенным расчетам, вырос с 8 млрд. руб. в 1894 г. до 22-24 млрд. руб. в 1914 г., т.е. почти в 3 раза. Среднедушевой доход русских людей удвоился. <…> Общие расходы на долю народного образования и культуры выросли в 8 раз, более чем в 2 раза опережая затраты на образование во Франции и в 1,5 раза – в Англии. До Николая II Российская империя не имела ни авиации, ни тем более авианосцев.

За 15 лет Николаю II с нуля удается создать самый мощный подводный флот в мире. Широко известно, в том числе и то, что в 1914 году, мы являлись абсолютным мировым лидером по экспорту хлеба. В начале Первой мировой войны золотой запас России был самым крупным в мире и составлял 1 миллиард 695 миллионов рублей (1311 тонн золота, более 60 миллиардов долларов по курсу 2000-х годов)».

Опять же, можно согласиться с прозвучавшими мнениями, что не стоит идеализировать период правления Романовых. Да, действительно, не стоит. Но и представлять его черной беспросветной полосой, как видите, тоже нет никаких оснований.

Есть и еще одна возможная «сторона медали». Павел Ефремов приводит в комментариях точку зрения Андрея Белова — «Проблема намного серьёзней, чем кажется на первый взгляд. «Фильм» Матильда — это верхушка айсберга. Лично я убеждён, что это кинцо – заранее спланированная многоцелевая акция государственных служащих одобренная спецами из ФСБ и может быть одобренная первый лицом государства. Сам факт, что скандальный фильм финансировался ГОСУДАРСТВОМ в лице министерства культуры, уже наводит на эти выводы.

Цель первая (остальные не буду озвучивать публично). Перенаправить вектор народного гнева вызванного на почве социального недовольства вызванного ростом цен на продукты, ростом тарифов, увеличения пенсионного возраста, реформы в системе здравоохранения, и т.д. Да и 2017 год выдался весьма урожайным и на антиконституционные законы, такие как пакет Яровой, контроль за мессенджерами, запрет анонимности в интернете, запрет на использование легальных технологий для посещения запрещённых сайтов.

Тут речь идёт не столько о сайтах порнографической и экстремистской тематики, сколько о сайтах, которые несут компромат и угрозу правящей элитке нашей страны, такие как данные о недвижимости и проживании детей во враждебной нам загранице. И контроль мессенджеров тоже в первую очередь направлен на выявление и упреждение народных восстаний на почве социального недовольства. И в свете выхода фильма в прокат, народ разделился на два лагеря: 1-е борются с фильмом Матильда, 2-е потешаются или противостоят тем, кто борется с «фильмом».

В итоге все при деле. Все эти законы, тарифы, рост цена и нововведения в законодательство РФ ушли на второй план и фильм МАТИЛЬДА возвели в ранг проблемы номер один, который несёт угрозу государству. И тут получается тавтология и маразм. Фильм созданный на государственные деньги несёт угрозу государству! Дальше ещё интересней. Народ одурачивают и во второй раз. Разбирательства по факту производства данного «шедевра» осознанно уводят по ложному следу.

Виновным делают киллера-исполнителя режиссёра Учителя, совершенно не пытаясь разобраться в поисках истинного заказчика данного преступления. Известен посредник, который выдал деньги – это министерство культуры, через которое не сложно выйти и на заказчика. Никаких попыток начать разбирательства в этом направлении и близко нет. Режиссёр Учитель и его «фильм» — это следствие, а не причина.

Поэтому, не устранив истинную причину, не выявив истинного заказчика, периодически будут выходить провокационные фильмы самых разных режиссёров и борьба с ними, будет походить на борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами». Что же, давайте признаем, рациональное зерно в этом мнении так же имеется.

Обратите внимание, во всем своем повествовании я еще ни слова не упомянул о «защите чувств верующих», хотя, вполне очевидно, что еще одна цель фильма – удар по Православию. Архиерейский собор Русской православной церкви, как вы помните, единогласно принял решение канонизировать императора Николая II и членов его семьи. Смерть царской семьи была мною рассмотрена достаточно подробно ранее в заметке «Убийство Николай II». Мотивы этих нападок, полагаю, так же исключительно политические.

Даже если не брать во внимание идущую информационную войну, в которой Православие является, пожалуй, одним из наиболее весомых препятствий на пути внедрения западных ценностей в наше российское общество. Ну не поддерживает оно однополые браки, как ни крути. Именно по этой причине для наших западных «партнеров» «…главный враг демократии в России – это Православие». Может этот факт больше всего возмутил авторов отдельных комментариев к моему посту? Ребята, мне с вами точно не по пути.

Задумывались ли Вы, что Православие уже сейчас является чем-то очень важным для определенной части российских граждан. Ведь выполнение заповедей даже этой, пусть не столь значительной частью общества, уже приносит очевидную пользу нашей стране, в виде: снижения уровня преступности, снижения уровня алкоголизма и наркомании, снижения количества абортов, уменьшения количества разводов, уменьшения количества брошенных детей, увеличения рождаемости и т.д.

А сколько приютов для бездомных людей? А помощь инвалидам? Список можно продолжать и продолжать. Разве все это не заслуживает нашего уважения?! Именно поэтому находится так много людей, даже далеких от Православия, которые выражают серьезную обеспокоенность появлением такого рода весьма сомнительного творчества. Ударяя по Православию неизбежно бьем и по государству, по его устойчивости.

Как можно не понимать это очевидную мысль. Но судя по комментариям многие об этом даже не задумываются. Разве не выросло в разы количество негативных анти-религиозных постов в социальных сетях за последний год? Это еще одна попытка дестабилизации политической ситуации в стране. Отрицать это просто глупо.

Проблема настолько остра, что даже представитель Ислама — президент Чечни Рамзан Кадыров опубликовал свое мнение по этому поводу, приведу небольшой фрагмент – «Какая задача ставилась при выборе сценария фильма и дальнейшем раскручивании рекламной кампании? Только не поддержка культуры, духовности, патриотизма, интересов государства и общества. Разговоры о свободе творчества в данном случае несостоятельны.

Если творчество противоречит интересам государства, творить нужно за собственный счёт. Как мы можем говорить о величии нашего Отечества — России, если не оставляем не очернённой ни одну страницу её многовековой истории? Назовите хотя бы одного императора, хотя бы один период в истории России, которые оставлены светлыми. Чем в этой ситуации должны гордиться наши потомки?».

Впрочем, фильм вышел в прокат. Как на это реагировать? Приведу еще одно мнение из социальной сети. Ирина Почапская написала – «…Хотелось бы указать авторам фильма на то, что в императорской семье было много детей. А просто так дети не рождаются. Значит любовь настоящая была в семье, а не где-то на стороне. А это уже извините, исторический ФАКТ! Фильм смотреть не хочется.

Я не из тех людей, кто любит покопаться в чужом грязном белье, чье бы оно ни было». Приведу еще одно мнение. Екатерина Сальченко написала – «…Мне хватило только посмотреть рекламу фильма перед кинолентой… Не знаю, на сколько это историческое кино, было оно или не было, но стало противно…. Просто противно от всего этого…. Образ императорской семьи совсем другой у меня…».

В заключение хочется выразить свое уважение Наталье Поклонской. Как же мало у нас стало людей, имеющих собственное мнение и готовых его отстаивать?! И пусть ее увлечение персоной последнего императора для кого-то порой сходит за чудачество, я готов это принять, как данность. Я уважаю этого человека. А на «Матильду» я, конечно, не пойду.

Мне тоже не интересно копаться в чужом грязном белье, смотреть фильм, основное предназначение которого – разделять наше и без того не слишком сплоченное общество. И совсем не важно, с какой стороны идет «раскачка»: то ли западные «партнеры» нагнетают в стране предреволюционную истерию, то ли действительно Правительство Российской Федерации в целях перевода народного гнева будоражит умы.

Ну и вспомнилась мне в этой связи встреча с бывшим шахтером, депутатом Верховного Совета непризнанной Луганской народной республики, ополченцем, командиром подразделения «Призрак» Виктором Веревкой, которая прошла в 2015 году в дальневосточной столице. Отвечая на мой вопрос о предпосылках возникновения данной ситуации в Украине, Виктор Веревка сказал, что основной причиной произошедших событий является целенаправленная длительная работа (на протяжении 20 лет) западных спецслужб, направленная на разрушение духовной целостности украинского народа.

Гей-парады и националистические марши – это часть большого плана, основной целью которого является разрушение традиционных ценностей, формирование раскола внутри общества, нагнетание социальной напряженности. <…> Естественно, все это стало возможно при пассивном отношении общества ко всем этим негативным процессам, что позволило им усилиться и развиться до столь ужасающих форм».

Не буду перечислять авторов негативных комментариев в адрес Поклонской и одобрительных в поддержку фильма «Матильда», но последний абзац относится персонально к вам. Все начинается с мелочей. А тех кто пойдет на этот фильм я не осуждаю (это их право), но не понимаю точно. И уже, видимо, не пойму.

В одном из комментариев Юрий Самойлов мне написал — «Предлагаю Вам во всеуслышание закрыть диспут. Это разговор слепых с глухими. Духовной чистоплотности не научить (всегда найдутся любители «клубнички»). Как и не научить любви к Родине, пониманию, над чем можно потешаться, а над чем нельзя. 

Бывает, человек не вылазит «из Европ», считает себя свободным, просвещенным. А культуры нет. Продолжает ухахатываться над тем, что свято для других соотечественников. Что сказать? Умрёт, скорее всего, таким, «свободным от предрассудков». За статью СПАСИБО.».

И Вам спасибо за мнение, Юрий. Думаю, если люди не захотят этому научиться сами, появятся обстоятельства, которые заставят это сделать. И процесс этот будет весьма болезненным. Да было уже так в истории. По этому сценарию и мы идем твердым шагом… «Останавливающий идущего к пропасти подобен слепцу». Но я хотя-бы попытался. 

ДИСПУТ ОБЪЯВЛЯЮ ЗАКРЫТЫМ!

P.S. Мнение Владимира Свечникова, профессора Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А.

«Ну вот и дождались «Матильды»… Как говорил Остап Бендер — «Сбылась мечта идиота», — я, наконец-то, посмотрел «Матильду» режиссера Учителя. В первый день после того, как скачал эту ленту из интернета, я не сумел досмотреть фильм до конца: он утомил меня чересчур «клиповой» манерой съемки и монтажа. Сразу показалось, что сказку об Императоре специально постарались преподнести в какой-то ёрнической, скоморошьей манере.

Скажу честно, мне стало неприятно за попытку навязать мне, зрителю, легкомысленную форму преподнесения столь, в принципе, трагического материала как несовместимость любви, страсти, с долгом монарха. Лишь на второй день я досмотрел фильм до конца и, признаюсь, до сих пор испытываю чувство некоей гадливости за то, что два вечера потратил на лицезрение довольно пошлой и жалкой попытки создателей этой ленты представить свои бредовые фантазии как версию развития исторических событий.

И финальные титры фильма, в которых говорится о расстреле царской семьи, выглядят совершенно кощунственно на фоне той лубочной, псевдотрагической формы подачи материала с его «кровавыми» ужасными сценами, достойными самой пошлой и дешёвой «картонной» постановки. Лишь абсолютно девственные мозги могут рукоплескать столь примитивной ленте. Мне стало стыдно за то, что я потратил время на этот фильм».

ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ САЙТА:

Л.И. БРЕЖНЕВ ОБ УРОКАХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

АНАЛИЗ СТАТЬИ ВЯЧЕСЛАВА КУШНАРЕВА «ГУБЕРНАТОРЫ: ПЕРЕЗАГРУЗКА И АПГРЕЙД»

АНАЛИЗ СТАТЬИ ИРИНЫ ПРОХОРОВОЙ «МЫ НЕ ХОТИМ ВИДЕТЬ КОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫ»


4 ответ. на "ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО В ИСКУССТВЕ"

  1. Имперетор, венчанный на царство, и Николай II в т.ч. совершает архиподвиги и архиошибки, в масштабе которых интрижка ( даже если она была и даже если была не одна) это как один метр в теории больших чисел — этим пренебрегают.
    Но вот что действительно вызывает беспокойство — это то, что Николая II измеряют любовными страстями, в жизни императора больше ничего интересного не оказалось.
    И это тоже примета времени: на все вопросы даются асимметричные ответы.
    Будь это интрижка механика Гаврилова, все понимающе закивали головами, дескать жизнь, любовь.
    Если интрижку приписали Пётру I, никто всерьёз это бы не воспринял.
    А кто такой Николай II ?

    Нравится

    1. Ошибки, как уже писалась, делают все. А то, что про достижения его правления не говорят, вполне очевидно. Нашим правителям это не нужно. Идет активная реклама Сталина, СССР. Разве не так? Потому и будет он последним негодяем и мерзавцем, пока курс не изменится. «Ларчик просто открывался».

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Gravatar
Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s