В 2013 году мною была написана статься «Экспорт образования?», которую опубликовали две газеты: «Тихоокеанская звезда» №51(26858) и «Хабаровские вести» №22 (2629). Прошло несколько лет, но я до сих пор согласен с каждым словом. Привожу ее полностью. «На сайте журнала «Аккредитация в образовании» 17 января 2013 года была опубликована статья «Расширение экспортных возможностей российских вузов». По мнению авторов статьи — ректора Евразийского открытого института С.Н. Исаева и ректора МЭСИ Н.В. Тихомировой, «Российские вузы имеют реальную возможность восстановить международный авторитет нашей высшей школы на международном образовательном рынке».
Авторы считают, что «большей частью подрыв авторитета российской высшей школы связан с традиционным российским самобичеванием. Только ленивый журналист не бранит сегодня российское образование». Такая проблема действительно имеет место быть, но едва ли ее можно считать основной. «Если петуха назвать курицей, он не начнет нести яйца». Скорее можно предположить, что снижение качества, а как следствие и авторитета образования, связано с хроническим недофинансированием профессионального образования, особенно в 90-е годы, что привело к старению материально-технической и учебно-методической базы, а также слабой кадровой обеспеченностью образовательных учреждений. Долгие годы был ослаблен контроль качества, как приема абитуриентов, так и обучения студентов.
В ходе рассмотрения материала мы встречаемся с рядом противоречивых высказываний. Например, авторы пишут, что «Система образования России по-прежнему авторитетна в мире», а несколькими предложениями ниже – «Российские вузы имеют реальную возможность восстановить международный авторитет нашей высшей школы на международном образовательном рынке». Впрочем, не будем цепляться к словам. С чем, на мой взгляд, совсем нельзя согласиться с авторами, — с предложением «делать ставку» на дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – «чтобы получить серьезные экономические результаты, наряду с традиционными для нашей системы видами экспорта образовательных услуг, необходимо использовать возможности, предоставляемые реализацией образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и технологий e-learning (электронного обучения)».
ДОТ развивать, несомненно, нужно, но давайте признаем, что данная форма, в силу ограниченных технических возможностей аппаратуры и каналов связи, не всегда может обеспечить требуемый уровень образования. Да, видеоконференции проводятся, но способ подачи информации далек от идеального, не говоря уже о проблемах обратной связи между лектором и слушателями. Надеюсь, через несколько лет, мы будем обладать технологиями, когда лектор в режиме on-line будет читать «на большой экран» удаленную лекцию своим слушателям, «разбросанным» по всему миру, проводить семинарские занятия, отвечать на вопросы, консультировать. Естественно, это предполагает не только глубокий уровень знаний преподаваемой дисциплины, но и языковые знания преподавательского состава. Пока, к сожалению, это скорее исключение, чем правило. В регионах, во всяком случае. ДОТ эффективно показывают себя в обучении мотивированных людей, например, инвалидов, для которых это является в ряде случаев единственной возможностью получить образование. Можно сказать, что за ДОТ будущее, но в настоящее время лучше очной формы обучения пока ничего не придумали.
А если говорить в целом, меня очень огорчает «наше» искреннее желание заниматься глобальными проектами: Федеральные университеты, ЕГЭ, Сколково и т.д. Причем, чаще всего, новое пытаются создать путем разрушения старого. «Спеши медленно»… Наверное, следует сделать вывод, что перед тем как говорить об экспорте образования в принципе, следует привести это самое отечественное образование в надлежащий вид, и сделать его, привлекательным в первую очередь для отечественного потребителя. Как тут не вспомнить выражение, что «интерес человека к окружающему миру — есть следствие переполнение интересом к самому себе». Качественные специалисты нужны именно нашей стране. Именно об этом мы должны думать в первую очередь, причем, желательно, на перспективу. А перед этим необходимо решить еще две фундаментальные проблемы, которые мешают нашему образованию полноценно развиваться: демографический спад и стагнация промышленности.
Давайте, в конце концов, наведем порядок в стране, наведем порядок в образовании, а когда у нас будет все хорошо, иностранные студенты придут к нам сами. «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Ведь, в конечном счете, не рейтинг является целью. Не стоит подменять понятия! Если ставим целью качество российского образования, то необходимо более эффективно решать две вышеупомянутые проблемы, а также улучшать материальную базу учебных заведений, налаживать международное сотрудничество, организовывать стажировки преподавателей в лучших ВУЗах мира, да и сделать, собственно говоря, профессию Преподаватель материально привлекательной и социально значимой для молодежи. Так что, говоря об экспорте образования, необходимо не забывать хорошую русскую пословицу – «Не до жиру, быть бы живу». В общем, без глубоких и взвешенных реформ образования мы очень рискуем растерять то хорошее, что все еще сохранилось, а не хотелось бы!».
2 thoughts on “ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ? ”