В настоящее время все мы сталкиваемся с новым веянием – безудержным восхвалением Сталина. Забегая вперед, выскажу собственное мнение – никого не стоит идеализировать. Любой человек, любой руководитель на протяжении своей жизни совершает массу поступков: как хороших, так и плохих. Какими-то из них можно гордиться. О каких-то можно только сожалеть. Мое личное мнение, что заслуга И.В. Сталина в победе во Второй мировой войне вполне бесспорна, так же как и последующий индустриальный рост нашего государства. И это определенно хорошо. В результате же «сталинских репрессий» погибло много ни в чем не повинных людей. Не стоит однако винить во всем одного Сталина. Как сказал Сергей Довлатов: «Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?». В настоящее же время нужно говорить о дне сегодняшнем, как нам сегодня наладить нашу жизнь к лучшему, опираясь на имеющийся опыт, не повторяя ошибок прошлого.
Для изучения репрессий целесообразно воспользоваться рядом открытых источников. «Открытый список» — самая полная база данных жертв политических репрессий в СССР (1917-1991 гг.), построенная по принципу «Википедии». Пользователи сайта и профессиональные исследователи ежедневно добавляют в список новые имена, а также дополняют уже существующие справки. В разных регионах бывшего Советского Союза готовят и издают Книги памяти жертв политических репрессий. Основное содержание этих книг – краткие биографические справки о расстрелянных, отправленных в лагеря, насильственно депортированных в трудпоселки, мобилизованных в трудармии. Еще один источник — Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». База данных «Жертвы политического террора в СССР» – один из старейших проектов «Мемориала», целью которого является восстановление памяти о терроре и увековечение памяти его жертв. Для того чтобы сохранить память о жертвах и помочь людям восстановить историю их семей, общество «Мемориал» в 1998 г. приступило к созданию единой базы данных, сводя вместе информацию из региональных книг памяти, уже вышедших в свет или только подготовленных к изданию. Результаты этой работы, дополненные информацией из ряда других источников (в том числе анкет «Мемориала»), и составляют основное содержание ресурса. База обновляется несколько раз в год и на текущий момент содержит около трех миллионов документально подтвержденных имен репрессированных с краткими биографическими справками.
Приведу несколько выдержек. «Репрессированных традиционно делят на несколько категорий. Первая — люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности. По различным предварительным оценкам, в эту категорию попадает от 5 до 5,5 миллиона человек. Вторая — крестьяне, административно высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса». Всего за 1930–1933 гг., по разным оценкам, вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллиона человек. Меньшая часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагерь. 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей. Кроме того, множество крестьян бежали из деревень в большие города и на индустриальные стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и массового голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего, по разным оценкам, жизни от 6 до 9 миллионов человек. Третья — народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Наиболее масштабными эти административные депортации были во время войны, в 1941–1945 гг. Одних выселяли превентивно, как потенциальных пособников врага (корейцы, немцы, греки, венгры, итальянцы, румыны), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки, народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую армию» составило до 2,5 миллиона человек».
Читая списки пострадавших от репрессий поневоле приходишь в ужас от числа разрушенных судеб: ученые и инженеры, врачи, учителя, духовенство. Инженеров, кстати, было репрессировано по данным «Мемориал» 6265 человек: Аболин Роберт Иванович, Аничков Сергей Викторович, Бальц Вера Александровна, Бенешевич Владимир Николаевич, Вавилов Николай Иванович, Глушко Валентин Петрович, Палибин Петр Александрович, Таланов Виктор Викторович, Фомин Валентин Петрович, Чистяков Константин Иванович, Шубников Лев Васильевич, Яковлев Алексей Иванович и многие, многие другие.
Пострадало от репрессий и российское духовенство. Так, в 2006 году вышли в печать книги игумена Дамаскина (Орловского) «Жития новомученников и исповедников российских ХХ века». Читать эти книги просто страшно. Доносы вершили человеческие судьбы. Так, священномученик Сергий Заварин 5 ноября 1937 года был приговорен по доносу тройкой НКВД к 10 годам заключения (стр. 4). Следствие было проведено за один день. Священнику вменялись негативные разговоры о колхозном строительстве. Свою вину он не признал. 14 апреля 1938 года скончался в заключении и был погребен в безвестной могиле. И он был не один такой. Многие были подвергнуты пыткам при допросах, «раскулачиванию», ссылкам, расстрелам. В книге приведен ряд биографий священнослужителей, пострадавших от сталинских репрессий: Авксентий (Калашников), Александр (Гневушев), Александр (Орлов), Анна (Шашкина), Виктор (Островидов), Димитрий (Власенков), Евстафий (Малаховский), Иоанн (Колесников), Мария (Лелянова), Николай (Писаревский) Сергий (Мефодиев) Феодосий (Ганицкий) и многие, многие другие.
По мнению председателя правления международного правозащитного общества «Мемориал» Арсения Рогинского «…расстрелянных всего в СССР было чуть больше одного миллиона человек. Подавляющее большинство — 720 тысяч — в годы Большого террора (1937−1938). Но огромное количество людей погибло и в лагерях». Данное мнение он высказал 29 октября 2009 года на страницах интернет-издания «Свободная пресса» в статье Андрея Полунина «О жертвах репрессий власть помнить не хочет».
Для меня ситуация вполне ясна. Впрочем, хотелось бы еще отметить, что не нужно идеализировать и процесс реабилитации. В 90-е годы могли запросто реабилитировать человека, репрессированного за помощь бандеровцам и высланного со Львова на Дальний Восток, например, в Мухен, где он в настоящее время и проживает, получает повышенную пенсию. Были перекосы и здесь. В общем, желающим более детально разобраться в проблеме предлагаю поработать с сайтом «Открытый список», где имеется возможность пофамильного поиска, указаны обвинения, по которым человек был осужден. Приведу один пример с сайта. «Александр Борисович Фрумкин родился в 1905 году в Вильнюсе. Школу не закончил. В 1930-1936 годах был кандидатом в члены Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала молодежи, но в декабре 1937 года его исключили из ВКП(б). К этому моменту 32-летний Александр Борисович был учеником токаря завода «Красный пролетарий». Арестовали его 9 февраля 1938 года и через полтора месяца — 19 марта 1938 года – приговорили к высшей мере наказания по обвинению в «участии в контрреволюционной террористической организации». Расстреляли сразу же после оглашения приговора, захоронили в общей могиле на Коммунарке. В 1956 году Александр Борисович Фрумкин был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления».
Хочется пожелать нашим дорогим гражданам, в частности персонально Олегу Михайлову из Екатеринбурга, ничего не принимать на веру и больше работать с источниками. Идеализация – не лучший инструмент в познании окружающей действительности. Репрессии были и это бесспорный факт. Но это не повод для того, чтобы обелять лик вождя и записывать всех репрессированных в преступники, как часто делается не слишком далекими людьми на страницах социальных сетей. В чем-то Сталин был определенно хорош, а в чем-то нет. Это повод для того, чтобы задуматься о том, не идем ли мы снова в эти же ворота?! И если так, то лучше остановиться, пока не поздно…
Увы, как мне кажется, ЭТИ врата перед нами уже открыты…..
НравитсяНравится
Общество Мемориал вызывает большой вопросы. Зачем его финансируют американские капиталисты? Я не верю что они бросают деньги на ветер и не верю что они озабочены справедливым подходом к нашей истории. Здесь совсем другой интерес. Солженицын в Архипелаг ГУЛАГ написал много лжи и извратил истинную историческую картину того времени. Да и не было у него доступа к архивам, а так собственные впечатления, которые не являются истиной. Лимонов в одном своём выступлении сообщил, что когда он печатался в США, глава издательства ему рассказал, что первое издание Архипелага было оплачено ЦРУ. По солженицыну получается пол страны сидело, а половина их охраняла. А кто же всё построил в СССР? Есть статистика, что труд заключённых не превышал 3% в ВВП страны. Да и высказывания Довлатова ничего не говорит, почему бы гражданам не сообщать о безобразиях и не поддерживать власть в стране. Это сейчас практикуется во многих странах. Это эмоции. Надо серьёзно разобраться с репрессиями. Пока никаких значимых трудов здесь не было. А только тот сказал, тот написал, а тот издал книгу. Всё это мелко и не имеет никакого отношения к истине. Но мне кажется такие общества как мемориал менее всего в этом заинтересованны. Их часто ловили на лжи, подтасовки фактов. Они просто мажут нашу историю чёрной краской и если будут научный анализ и предстанет отличная картина от того, что они пропагандируют многий посмотрят на них с другой стороны. Надо обязательно досконально и скрупулёзно разобраться с нашей историей и сделать анализ почему так произошло.
НравитсяНравится