Есть в Москве несколько особых мест. Поговорим сегодня о двух из них, которые логично вплетаются в суть данного повествования. Лобное место – памятник древнерусской архитектуры. Версии возникновения такого названия имеются разные, но мне, в контексте этой статьи, ближе версия о том, что на этом месте периодически рубили головы, что в древности называлось «рубить лбы». Так, в 1698 году было казнено более 2000 стрельцов, причем, если верить историкам, пятерым стрельцам Петр I отрубил головы лично. Другое славное место — Болотная площадь. Последняя публичная казнь состоялась в 1775 году, когда был казнен Емельян Пугачев.
До этого в 1671 году, расстался с жизнью на Болотной Стенька Разин. Правители наши были суровы, держали своих подчиненных в жесткой узде. Как тут не вспомнить Малюту Скуратова, верного помощника Ивана Грозного, который с опричниками совершал налёты на дворы опальных вельмож. Никто не мог чувствовать себя в безопасности перед государевым оком.
В общем, была на Руси добрая традиция периодически публично расставаться с людьми, «потерявшими берега». Польза от нее была несомненная. Власть – огромное искушение для всех. Оно касается и первых лиц, и лиц приближенных к ним. Так мы устроены, что, будучи наделенными властными полномочиями, становимся опьяненными этой вседозволенностью. Начинаем думать о своем кармане, а не об общем благе. В этот момент и срабатывает механизм самосохранения государства.
Если разобраться, этот механизм в том или ином виде работал, да и сейчас работает, при различных правителях. Охарактеризовать его можно двумя фразами: элиты должны обновляться и в государстве нет неприкасаемых. Есть царь, есть свита. Задача царя время от времени «пускать кровь» своей свите. Это не дает расслабляться остальным, это с понимаем и одобрением встречается народом, что так же немаловажно. Происходит принудительная сменяемость элит. Плохо, очень плохо, если в разряд неприкасаемых попадают близкие люди царя. В этом случае, начинает складываться двойная система стандартов, двойная система правосудия.
Можно украсть миллиард и остаться на свободе, только благодаря особой близости к первому лицу. В этой ситуации страдает имидж власти, что неизбежно приводит к волнением в обществе и часто заканчивается весьма плачевно для правящего класса. Не хотелось бы проводить прямых аналогий с современной Россией, но, к сожалению, придется. Много, очень много уголовных дел в верхних эшелонах власти, которые не кончились абсолютно ничем. Сердюков, Васильева и многие другие прекрасно себя чувствуют, строят новые карьеры. Не по этой ли причине такой резонанс вызывают в обществе разоблачения Навального? А может можно все еще исправить? Ведь лобное место не разрушено, стоит себе, дожидается своего часа. Авось, пригодится?! Как говорится, поживем, увидим.